Дом-музей Чайковского в Алапаевске

Дом управляющего Алапаевским горным округом. Ныне Дом-музей Чайковского в Алапаевске
Дом управляющего Алапаевским горным округом. Ныне Дом-музей Чайковского в Алапаевске

Материал «Дом-музей Чайковского в Алапаевске» представляет турфирма «Малыш и Карлсон»

Чайковский в Алапаевске

Будущий композитор вместе с семьей прожил в Алапаевске всего один год и три месяца, с весны 1849 до конца лета 1850 года, в возрасте 9 – 10 лет. Причем попал Петя в Алапаевск случайно, если бы не внезапная болезнь, он остался бы, как и брат Николай, учиться в Петербурге. Но так уж вышло, что Алапаевский период стал одним из самых счастливых в жизни П. И. Чайковского, яркой звездочкой его детства.

Дом-музей Чайковского в Алапаевске. Кабинет управляющего Алапаевским горным округом (макет)
Кабинет управляющего Алапаевским горным округом. Макет выполнен основательницей Дома-музея П. И. Чайковского В. Б. Городилиной
Комната матери Чайковского. Макет сделан основательницей Дома-музея П. И. Чайковского В. Б. Городилиной
Комната матери Чайковского. Макет сделан основательницей Дома-музея П. И. Чайковского В. Б. Городилиной

Сперва в Алапаевске Петя ощущал себя одиноко. Но после переезда в их дом тети Лизы, младшей сестры матери, с тремя дочками, алапаевская квартира Чайковских наполнилась детским смехом, играми и шалостями. Вместе с тетей в Алапаевск приехала и новая гувернантка Анастасия Петрова, для Петра Чайковского она становится здесь лучшим наставником и другом. Именно ей будущий композитор доверяет самое сокровенное. Говорят, однажды в Алапаевске он сказал Анастасии: «Я все равно буду великим музыкантом!», впервые предсказав свое будущее. Позднее своей алапаевской учительнице он посвятил произведение «Анастасия-вальс», говорят, это первое произведение Чайковского, записанное нотами, то есть самое первое произведение одного из величайших композиторов человечества.

Дом-музей Чайковского в Алапаевске. Кабинет управляющего в музее в наше время
Дом-музей Чайковского в Алапаевске. Кабинет управляющего в музее в наше время

Вокруг Господского дома и сейчас зеленая зона, в то время это был сад, густой и очень красивый. Именно здесь маленький Петя и его друзья больше всего играли и развлекались. Здесь дети придумывали игры. Перед отъездом в Петербург Петр оставил для младших «Законы игр». Эти законы не сохранились, но известно, что одна из игр называлась «Похороны куклы». Возможно, также были игры «Болезнь куклы», «Новая кукла»: пьесы с этими названиями позднее вошли в фортепьянный сборник Чайковского «Детский альбом». Большую радость будущему композитору доставляли пикники у скал «Старики» на берегу Нейвы в окрестностях Алапаевска. До конца жизни он вспоминал походы в алапаевские леса по грибы да ягоды. С тех пор Петр Ильич стал страстным грибником, живя в каменном Петербурге или уезжая за границу, всегда тосковал по русской природе: «Господи, что бы я дал, чтобы внезапно очутиться в большом лесу!»

Беседка в Господском саду
Дом-музей Чайковского в Алапаевске. Беседка в Господском саду

Как-то у Чайковского, когда он стал уже знаменитым, спросили, отчего в его музыке так силен «русский элемент». На это Петр Ильич ответил: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской музыки…». Если учесть, что «в глуши», в Воткинске, Петр Ильич родился, а более поздние, сознательные годы его прошли «в глуши», в Алапаевске, а после этого лишь жизнь в Петербурге и Москве, то именно Алапаевску принадлежит большая роль в том, что в музыке Чайковского так силен «русский элемент». Действительно, прямо из окон дома управляющего можно было в воскресные дни наблюдать, как до утра на Соборной площади не смолкали народные песни, уральские частушки, молодежь, одетая в традиционные наряды, водила хороводы. Особенно красочными были представления, когда на площади собиралась ярмарка.

Дом-музей Чайковского в Алапаевске. В Господском саду
Дом-музей Чайковского в Алапаевске. В Господском саду

Дом, в котором жили Чайковские, находится через дорогу от Свято-Троицкого собора (в те годы Алексеевской церкви). Часто маленький Петя просыпался под звон колоколов, здесь ежедневно он присутствовал на службах, здесь крестили его братьев Модеста и Анатолия. Говорят, атмосфера Алексеевской церкви сыграла свою роль, когда много позднее Чайковский написал «Детский альбом», две части которого «Утренняя молитва» и «В церкви» связаны с детскими впечатлениями композитора при посещении храма.

Вообще многие детские впечатления Чайковского позднее нашли отражение в его творчестве. В Алапаевске его пленила повесть Гоголя «Ночь перед рождеством», позднее по этому произведению он создал оперу «Черевички». С прочитанным в Алапаевске связана опера Чайковского «Орлеанская дева». Из многих семейных праздников в Алапаевске едва ли не больше всех маленькому Пете запало в душу Рождество. Разлученный с семьей, живя в холодном и чужом Петербурге, он в ноябре, а затем в декабре 1850 года с грустью писал об этом своим родным. Говорят, быть может, во время создания одного из последних произведений композитора, балета «Щелкунчик», перед ним стояли образы его далекого алапаевского детства, с которым именно здесь будущий композитор распрощался навсегда.

Свято-Троицкий собор в Алапаевске в наше время
Свято-Троицкий собор в Алапаевске
Макет старого завода на Алапаихе: пруд, плотина, заводские строения, от которых сохранился молотовой цех, за ними - Троицкий храм, управление заводами, дом управляющего
Макет старого завода на Алапаихе (из собрания Дома-музея П. И. Чайковского): пруд, плотина, заводские строения, от которых сохранился молотовой цех, за ними — храм, рядом, окруженный деревьями — дом управляющего (ныне музей Чайковского)

Действительно, уехав ради учебы в Петербург, Петя оказался в огромном городе без семьи, где жизнь шла совсем по другим законам. Из Петербурга своим родным он шлет одно за другим слезные письма, где с глубокой грустью вспоминает Алапаевск: «В среду 25 апреля я праздновал мое рождение и очень плакал, вспоминая счастливое время, которое я проводил прошлый год в Алапаевске». Через два года семья Чайковских переезжает в Петербург, но очень скоро умирает дорогая и бесконечно любимая мама будущего композитора, повзрослевшие сестры покидают родной дом, у повзрослевшего Петра остаются лишь горькие воспоминания о навсегда потерянном беззаботном алапаевском детстве. Уже в самом конце своей жизни он пишет брату: «У меня теперь планы и мечтания поехать на Урал, посмотреть Алапаевск».

Дом-музей Чайковского в Алапаевске. Рояль «Вирт» — именно на таком играл в Алапаевске маленький Петя Чайковский
Рояль «Вирт» — именно на таком играл в Алапаевске маленький Петя Чайковский
В Доме-музее П. И. Чайковского собрана самая большая на Урале коллекция музыкальных инструментов
В Доме-музее П. И. Чайковского собрана самая большая на Урале коллекция музыкальных инструментов

В. Б. Городилина. Основание музея. Коллекция музыкальных инструментов

В середине XX века в Алапаевске мало кто помнил, что когда-то в городе проживали Чайковские. И если бы не Вера Борисовна Городилина, то вряд ли сегодня многие об этом знали, вряд ли в Алапаевске действовал дом-музей детства великого композитора.

Родилась Вера Борисовна на Дальнем Востоке, после революции вместе с матерью оказалась в эмиграции в Китае, жила в Харбине, затем Шанхае. Здесь приобрела специальности музыканта и художника, работала главным художником по рекламе в кинофирме «Азиатские фильмы Китая». В 1947 году вернулась на родину. Оказалась в Свердловске. По распределению она как театральный художник могла попасть хоть в Ленинград, хоть в Москву, но, говорят, после Шанхая Городилина так ненавидела крупные города, что сразу попросилась в небольшой город. Как и перед Чайковскими в 1849, перед ней встал выбор: или Нижний Тагил, или Алапаевск, где действовал эвакуированный в годы войны драматический театр. Выбрала Алапаевск. Здесь Вера Борисовна и узнает об алапаевском периоде жизни Чайковских. На общественных началах она собирает материал, в 1965 году добивается, чтобы в бывшем Господском доме появилась мемориальная комната Чайковского, а затем музей. Сегодня здесь возобновлена обстановка дома середины XIX века, представлены интересные документы, рояль, на котором музицировал маленький Петя, старинный орган, что играл на балу во время проводов будущего композитора на учебу в Петербург.

Из коллекции музыкальных инструментов Дома-музея П. И. Чайковского
Из коллекции музыкальных инструментов Дома-музея П. И. Чайковского
Из коллекции музыкальных инструментов Дома-музея П. И. Чайковского
Из коллекции музыкальных инструментов Дома-музея П. И. Чайковского

Постепенно у музея сложилась еще одна специализация, связанная с увлечением Веры Борисовны. Своими руками она создает миниатюрные модели музыкальных инструментов, они положили начало второй экспозиции музея. Затем Городилина собирает коллекцию настоящих инструментов от арфы до африканских тамтамов. Сейчас в фондах музея насчитывается свыше 500 таких экспонатов. Говорят, по их количеству на Урале и в Сибири Алапаевску нет равных, а в России более представительно выглядят лишь коллекции Москвы и Петербурга. Все музыкальные инструменты представлены в трех залах: европейском, Азии и Африки и зале русских народных инструментов. Среди экспонатов много уникальных инструментов. К примеру, терменвокс, инструмент, на котором можно играть, не прикасаясь к нему. Говорят, что изобрели терменвокс как охранный сигнализатор для особо важных объектов.

Еще один вид на старую плотину Алапаевского завода и Свято-Троицкий собор. Фото начала XX века
Вид на старую плотину Алапаевского завода и Свято-Троицкий собор. Справа, на заднем плане — Господский сад при доме управляющего. Фото начала XX века

В 1967 году в парке перед домом-музеем по проекту нижнетагильского скульптора Ушакова на средства жителей города был установлен памятник П. И. Чайковскому. По рассказам, в 2000 году добытчики цветного металла поздно ночью сняли памятник с постамента и потащили домой. По дороге они случайно отломили «композитору» руку. Увидев, что памятник выполнен из чугунного сплава, преступники бросили скульптуру в Кукуйскую яму и скрылись. Пролежав в снегу некоторое время, памятник был возвращен на старое место.

Рассказывают, что в середине 1980-х годов дом-музей Чайковского оказался в аварийном состоянии, все шло к тому, что здание вот-вот должно было рухнуть. Говорят, спас здание от полного разрушения сам П. И. Чайковский. Дело в том, что 1990 год был объявлен ЮНЕСКО годом Чайковского. Взоры мировой общественности обращаются на все, что связано с именем композитора, в том числе и на алапаевские руины. На спасение Господского дома выделяются большие средства, с 1988 года начинается реконструкция дома-музея.

В музее организуют различные программы. Одна из них - «Живые картины»
В музее организуют различные программы. Одна из них — «Живые картины» (одно из любимых развлечений детей 19 века)

В 2003 году основательница музея, Почетный гражданин Алапаевска В. Б. Городилина умирает. А так как родственников в Алапаевске у нее не нашлось, хоронят Городилину в самом дальнем углу нового алапаевского кладбища (на объездной дороге, напротив второго въезда в город), едва ли не в болоте. Над могилой поставили самый простой деревянный крест. И забыли. Алапаевская общественность всполошилась летом 2008 года, когда в местной газете появился снимок: крест на могиле Городилиной покосился, а рядом стоявший крест на могиле ее сына вообще упал. Через несколько лет такого невнимания можно было просто потерять то место, где была погребена Вера Борисовна. В Алапаевске начинается многомесячный марафон по сбору средств на достойный памятник для могилы подвижницы. Сегодня памятник установлен, а под ногами больше не хлюпает болотная жижа – к могиле отсыпана дорожка.

Интересное