Покровский женский монастырь в Верхотурье

Покровская церковь женского Покровского монастыря в 2020 году
Покровский женский монастырь в Верхотурье: Покровская церковь в 2020 году. Фото Алексея Рычкова

Материал «Покровский женский монастырь в Верхотурье» представляет турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж

Первый период в истории монастыря

Вслед за основанием первых мужских монастырей, на Среднем Урале появились и те, кто стремился организовать женские обители. Более всего это стремление проявилось в древней уральской столице городе Верхотурье, где желающие принять монашество, не имея сил отстроить монастырский комплекс, продолжали жить среди мирян, стараясь соблюдать монашеские правила.

В 1621 году по пути из Москвы в Тобольск в Верхотурье остановился архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан. К нему и обратились верхотурские сестры с просьбой помочь создать монастырь. Посовещавшись с лучшими людьми города, архипастырь распорядился построить за Верхотурским острогом деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом с храмом кельи.

Покровский женский монастырь в Верхотурье
Вид с противоположного берега Туры на Покровский монастырь в Верхотурье
Вид на храмы старого и нового Покровского монастыря, фото 1909 года
Вид на храмы старого и нового Покровского монастыря, фото 1909 года

Так был основан один из первых на Среднем Урале и в Сибири женских монастырей — Покровский женский монастырь в Верхотурье. Его насельницами стали 10 сестер. Первой настоятельницей обители в 1622 году была назначена игуменья Анисия. Покровский монастырь существовал за счет хлебного и денежного государственного довольствия. Это жалование, особенно первое время, когда Россия еще не пришла в себя после Смутного времени, было скудным. Поэтому для сестер хорошим подспорьем были занятия рукоделиями и работы в огороде.

Кроме своего прямого назначения Покровский монастырь служил местом исправления для женщин, которые нарушили семейные нормы и совершили нравственные преступления. Также известно, что здесь содержались великородные узники. В 1619 году в Верхотурье была сослана невеста царя Михаила Федоровича Мария Хлопова, но пробыла она в женском монастыре недолго и была переведена в Нижний Новгород. А в 1740 году Покровский женский монастырь в Верхотурье был местом ссылки для княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты безвременно умершего императора Петра II.

Покровский женский монастырь в Верхотурье. Первый справа - Старо-Покровский храм
Первый справа — Старо-Покровский храм Покровского женского монастыря в Верхотурье, за ним — храм Иоанна Предтечи, далее — Ново-Покровская церковь

Покровский храм, по которому был назван монастырь, в течение ста с лишним лет не раз горел, перестраивался из-за ветхости. Во всех случаях помогали возобновить церковь русские цари, к которым неизменно в самых тяжелых случаях обращались сестры обители. После пожара 1651 года настоятельница монастыря игуменья Мария сама отправилась в Москву просить царя Алексея Михайловича устроить в обители новую церковь. Наконец в 1744 – 1753 годах на месте старой деревянной церкви при помощи заводчика М. М. Походяшина возводится каменный Покровский храм. Здание этой церкви, несмотря на разорение в XX веке, сохранилось до наших дней. В храме частично уцелели настенные росписи, здесь же можно рассмотреть остатки деревянной монастырской церкви, которые виднеются из-под земли.

Покровский женский монастырь в Верхотурье. Пейзаж с Покровским монастырем в Верхотурье
Пейзаж с Покровским монастырем в Верхотурье. На первом плане старая Покровская церковь
Старый Покровский храм, современный вид
Старый Покровский храм в 2010 году

Говорят, во время освящения Покровского храма под впечатлением праздника Максим Походяшин пообещал выстроить на территории монастыря новую каменную церковь. В течение 1754 – 1768 годов был воздвигнут величественный Иоанно-Предтеченский храм, ставший одной из архитектурных доминант Верхотурья – его колокольня вознеслась на 50 метров. Храм этот являлся редким памятником североуральского барокко, сегодня от его былого величия сохранились лишь жалкие руинообразные остатки.

Во время строительства Иоанно-Предтеченской церкви на обитель обрушилось большое испытание. Указом Екатерины II в 1764 году в России были упразднены многие монастыри, эта участь коснулась и Покровской обители. Фактически монастырь существовал до 1782 года, когда умер главный покровитель обители заводчик Походяшин, но по неофициальным данным некоторые сестры продолжали жить в кельях, оставшихся при Покровском храме вплоть до 1853 года.

Походяшинские церкви Покровского монастыря: старый Покровский храм и Иоанно-Предтеченская церковь
Походяшинские церкви Покровского монастыря: старый Покровский храм и Иоанно-Предтеченская церковь
На первом плане частично сохранившийся первый этаж храма Иоанна Предтечи, на заднем - старый Покровский храм Покровского монастыря
На первом плане частично сохранившийся первый этаж храма Иоанна Предтечи, на заднем — старый Покровский храм Покровского монастыря
Максим Походяшин — главный благотворитель Покровской обители

Максим Походяшин был крупнейшим заводчиком в истории северного Урала. Его заводы во второй половине XVIII века давали треть российской меди и значительную часть железа. Говорят, что во времена Суворова благодаря походяшинским пушкам Россия с успехом закончила многочисленные тогда войны.

По преданию, Максим Походяшин рано лишился родителей, несколько лет жил в доме у брата, был неграмотным, а свою карьеру начал простым ямщиком. Местные легенды приписывают Походяшину внезапное обогащение, хотя историки говорят о постепенном его превращении в крупного промышленника. Якобы, однажды к будущему заводчику пришел один вогул, показал кусок медной руды и сказал, что знает место, где таких камней во множестве имеется. Но показать это место согласился лишь за 10 рублей. Тогда Походяшин предложил ему единственную в доме дорогую вещь, кумачовый сарафан своей жены, которую безумно любил. Вогул не устоял и показал Походяшину прииск. Месторождение оказалось богатым, и Походяшин за счет его превратился в заводчика и стал миллионером.

Храм Иоанна Предтечи в Верхотурье в 2020 году
Храм Иоанна Предтечи в Верхотурье в 2020 году. Фото Алексея Рычкова
Иоанно-Предтеченский храм
Иоанно-Предтеченский храм, построенный на средства М. Походяшина, фото начала XX века

С тех пор якобы Походяшин и стал удачливым предпринимателем, владельцем нескольких заводов. В своей столице Верхотурье он построил огромный особняк на 30 комнат, где принимал самых важных гостей, в том числе сибирских губернаторов. А в будние дни по привычке одевался как простолюдин, ходил в армяке, кафтане с заплатами.

Будучи человеком религиозным Походяшин много жертвовал церкви. На его средства были построены два храма в Покровском монастыре в Верхотурье. В дальнейшем, подобно Иоанно-Предтеченскому храму, в своеобразном стиле североуральского барокко на средства Походяшина были построены Введенский собор в Богословском заводе (ныне Карпинск) и Петро-Павловская церковь в Петропавловском заводе (ныне Североуральск).

Покровский женский монастырь в Верхотурье. Покровский храм в 2020 году
Старый Покровский храм в 2020 году. Фото Алексея Рычкова
Старый Покровский храм Покровского монастыря в 2021 году
Старый Покровский храм Покровского монастыря в 2021 году. Фото А. Рычкова

Когда Покровский женский монастырь в Верхотурье официально был закрыт, Походяшин продолжал помогать обители, и поддерживал ее существование за свой счет. До сих пор неизвестно, где находится могила заводчика, но местная легенда утверждает, что хозяин североуральских недр завещал и был похоронен у построенной им Иоанно-Предтеченской церкви в Покровском монастыре.

Второй период в истории монастыря

В 1853 году, после долгого неофициального существования, насельницы при Покровской церкви были приняты в Епархиальное ведомство под именем «Богадельни». В 1896 году Богадельное общежитие было обращено в Покровскую общину, а ее начальницей назначена Августа Панова, в иночестве монахиня Агния. Покровский и Иоанно-Предтеченский храмы, принадлежавшие некогда женскому монастырю, теперь являлись приходскими. Именно потому матушка Агния добилась разрешения построить при общине новый каменный Покровский храм, который был заложен в 1898 году и освящена в сентябре 1902 года.

Покровский женский монастырь в Верхотурье. Новая Покровская церковь, фото начала XX века
Новая Покровская церковь, фото начала XX века

В апреле 1907 года община была преобразована в монастырь. Все население Покровского женского монастыря в 1909 году состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и детского приюта, в котором находилось 12 девочек. В начале XX века в обители в качестве паломников встречали важных гостей: Великую княгиню Елизавету Федоровну, близкую подругу императрицы фрейлину Анну Вырубову, друга царской семьи Григория Распутина.

События 1917 года прервали мирное течение жизни Покровской обители. В 1922 году под угрозой разгона монашеская община была переименована в артель «Надежда», но в 1924 году и она была закрыта, а игуменья Таисия арестована. Сестры разошлись по домам, продолжая вести духовную жизнь, но в начале 1930-х годов большинство из них были сосланы в Казахстан и Сибирь. В 1940-е годы сестры возвращаются в родное Верхотурье после всех ужасов ссылок, тюрем и лагерей. Большую роль в их духовном окормлении сыграли отец Игнатий Кевролетин (ныне святой Иоанн) и монахиня Олимпиада. Последней из сестер монастыря была схимонахиня Магдалина, прожившая 100 лет и умершая в 1983 году.

Покровский женский монастырь в Верхотурье со стороны Туры
Покровский женский монастырь и новая Покровская церковь в Верхотурье со стороны Туры
Покровский женский монастырь в Верхотурье. Покровская церковь женского Покровского монастыря в 2020 году
Покровская церковь женского Покровского монастыря в 2020 году. Фото Алексея Рычкова
Возрождение Покровской обители

25 декабря 1991 года Патриарх Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Но все здания монастыря были заняты городскими заведениями. В Покровском храме размещалась баня, в настоятельском корпусе находился дом пионеров, перед которым был установлен памятник Павлику Морозову, в сестринском корпусе действовали поликлиника и военкомат. Сестры добивались возвращения монастырских строений, но местные власти препятствовали этому. В 1992 году сестры получили первый этаж настоятельского корпуса, на втором по прежнему действовал дом пионеров.

В это время в одной из комнат в корпусе была организована домовая церковь. В эту церковь передали иконы из Успенской кладбищенской церкви, из Николаевского монастыря поступили иконы, прежде принадлежавшие старейшему в Верхотурье Одигитриевскому храму.

Покровский женский монастырь в Верхотурье. Новая Покровская церковь
Покровский женский монастырь в Верхотурье. Новая Покровская церковь
Успенская кладбищенская церковь в Верхотурье
Главные святыни Покровского монастыря в Верхотурье в 1990-е годы были переданы из Успенской кладбищенской церкви

Вскоре сестры получили еще одну святыню – чудотворную икону «Умиление», написанную и вышитую собственноручно матушкой Ангелиной настоятельницей Успенского монастыря, который действовал до революции близ Верхотурья. В годы советской власти икона находилась в Успенской кладбищенской церкви, и вот теперь было решено, чтобы святыня вновь вернулась в женский монастырь.

Несмотря на приобретения, сестры скорбели, видя, как в Покровской церкви действует баня. Однажды в кочегарке кто-то разбил котел. В милиции решили, что виноваты сестры. Начались допросы, но никаких доказательств вины монахинь не нашли. Прошло несколько месяцев, храм пустовал, в бане никто не мылся. Тогда настоятельница обители, матушка Василисса решила освободить храм от скверны. Вместе с несколькими сестрами она зашла в церковь и заперлась в ней. Милиция пошла на штурм. Сестры легли на пол, но стражи порядка при помощи дубинок начали выгонять их из храма. Некоторых просто выволакивали за ноги и бросали в снег. Настоятельницу забрали в милицию и продержали там два дня. События получили большую огласку, и чтобы сгладить конфликт местные власти наконец передали здание храма монастырю. Шел 1993 год.

Покровский женский монастырь в Верхотурье. Новая Покровская церковь
Покровский женский монастырь в Верхотурье. Новая Покровская церковь. Перед алтарем два надгробья в виде крестов, ближнее — над могилой матушки Василиссы
Образ Покрова Божией Матери на алтарной стене Покровского храма
Образ Покрова Божией Матери на алтарной стене Покровского храма

31 декабря спешившая в Верхотурье на Симеонов день матушка Василисса неожиданно умирает. По странному стечению обстоятельств, именно в день Симеона Верхотурского, которого матушка особо почитала, 25 сентября 1991 года она впервые оказалась на верхотурской земле. Именно потому решено было похоронить матушку на территории Николаевского монастыря, рядом с Симеоном праведным (ныне ее останки перезахоронены на территории Покровской обители).

В 1996 году закончилась реконструкция Покровского храма, который 15 октября вновь был освящен. На его наружной алтарной стене виден старинный образ Покрова Пресвятой Богородицы. В советские годы его много раз тщетно пытались замазать, но образ, как по волшебству, проступал на поверхности стены снова и снова.

Главные святыни монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Умиление» и мощи святого Космы Верхотурского.

До революции чудотворный образ Божией Матери «Умиление» пребывал в стенах Успенской церкви Успенского женского монастыря под Верхотурьем (ныне селение Заимка)
До революции чудотворный образ Божией Матери «Умиление» пребывал в стенах Успенской церкви Успенского женского монастыря под Верхотурьем (ныне селение Заимка)
Верхотурский чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление»
Верхотурский чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление» ныне пребывает в Покровском монастыре в Верхотурье
Икона Божией Матери «Умиление»

Главная святыня Покровского монастыря — икона Божией Матери «Умиление». Первообразом для нее стала Серафимо-Дивеевская икона «Умиление», любимый образ Серафима Саровского. Старец с любовью называл икону «Всех радостей – радость». Образ находился в его келье. По преданию, еще при жизни батюшки икона прославилась многочисленными чудесами. Рассказывают, что скончался Серафим, стоя на коленях перед любимой иконой. К концу XIX века святыня становится известной на всю Россию.

Именно тогда настоятельница Успенского женского монастыря, что был под Верхотурьем, матушка Ангелина пешком добралась до Дивеево, чтобы увидеть икону «Умиление» и сделать список для верхотурской общины. Матушка написала и вышила образ удивительной красоты: искусство вышивки она великолепно освоила в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря.

Иконостас Успенского храма, слева — чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото 1970-х годов
Иконостас Успенского храма, слева — чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото 1970-х годов
В Покровском храме. Справа у алтаря особо чтимая икона "Умиление" Божией Матери
В Покровском храме. Справа у алтаря особо чтимая икона «Умиление» Божией Матери

Еще до революции икона прослыла чудотворной. Потому, когда Успенская обитель была закрыта, сестры первым делом постарались спасти именно этот образ. Говорят, что позднее икону хранила в своем доме одна старушка, которая, почувствовав близкую кончину, «до лучших времен» схоронила святыню возле верхотурской кладбищенской Успенской церкви, где икона пролежала то ли 30, то ли 40 лет. В 1970-е годы, когда гонение на Церковь пошло на убыль, икону внесли в Успенский кладбищенский храм, а в 1992 году передали возрожденной Покровской обители.

На иконе глаза у Божией Матери полузакрыты, кажется, что она вот-вот откроет их. Говорят, что если человек молится перед этой иконой от всего сердца, то взгляд Богородицы перед ним озаряется.

Мощи святого Космы Верхотурского

С 1995 года в стенах монастыря пребывают мощи известного верхотурского юродивого, Космы блаженного. Святой жил в Верхотурье в XVII — начале XVIII века и прослыл абсолютной отрешенностью от всего мирского, большим человеколюбием и молитвенными подвигами.

С именем святого связан известный сюжет перенесения мощей Симеона праведного из Меркушино в Верхотурье в 1704 году. Косма участвовал в этой процессией, но, страдая болезнью ног, несколько раз терял всякую возможность двигаться дальше. Тогда он обращался к Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем». И пока Косма собирался с новыми силами, никто не мог сдвинуть раку с мощами с места. Говорят, что на некоторых древних иконах, где запечатлено перенесение мощей Симеона праведного, есть изображение человека с костылями (считается, что это и есть Косма Верхотурский). В тех местах, где процессия останавливалась, позднее были воздвигнуты часовни и храмы, отчасти сегодня восстановленные. В 2003 году на месте одной из остановок был основан мужской монастырь — Свято-Косминская пустынь.

Часовня над могилой Космы Верхотурского в Верхотурском кремле
Часовня над могилой Космы Верхотурского в Верхотурском кремле
С начала 1990-х годов рака с мощами Космы Верхотурского находится в Покровском храме Покровской женской обители
С начала 1990-х годов рака с мощами Космы Верхотурского находится в Покровском храме Покровской женской обители

После смерти Косма был похоронен вблизи любимого им Свято-Троицкого собора Верхотурского кремля. В XIX веке над его могилой была построена часовня, которую перестроили в конце столетия. Из-за малой вместительности часовни, в связи с резким увеличением паломников в начале XX века, в 1902 году было решено вновь перестроить часовню над могилой Космы Верхотурского. Одним из жертвователей на новое строение был известный русский святой Иоанн Кронштадтский. Рассказывают, что вблизи того места, где был похоронен Косма, вскоре забил родник, который в народе называли «Слезами Космы юродивого».

После революции, в 1920 году, чтобы избежать осквернения, мощи Космы были тайно перезахоронены монахинями Покровской обители вблизи алтаря Успенской кладбищенской церкви. В 1984 году Косма Верхотурский был канонизирован в составе Собор Сибирских святых. А в 1995 году мощи святого были переданы в Покровский монастырь, где ныне пребывают в стенах Покровского храма.

Покровский женский монастырь в Верхотурье. Альпака на территории Покровской обители
Альпака на территории Покровской обители. Фото Алексея Рычкова
Покровский женский монастырь в Верхотурье. Альпаки на территории Покровской обители в наши дни
Альпаки на территории Покровской обители в наши дни. Фото Алексея Рычкова

В наши дни совсем рядом с Покровским храмом сестры обители разводят альпаков. Общение с этими милыми животными доставит удовольствие не только детям, но и взрослым.

Интересное