Меркушино: дорога Симеона Верхотурского

Группа туристов перед храмовым комплексом в Меркушино
Меркушино: дорога Симеона Верхотурского. Группа туристов перед храмовым комплексом в Меркушино

Материал «Меркушино: дорога Симеона Верхотурского» представляет турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж

Святыни: Источник святого праведного Симеона Верхотурского, Мощи священномученика Константина Богоявленского, камень и Поклонный крест на месте молитвенного подвига Симеона Верхотурского

Земной путь Симеона Верхотурского. Памятный комплекс Симеона праведного

В XVIII веке с началом промыш­ленного освоения Урала Верхотурье остается в стороне от нового Сибирского пути. Город ждало забвение, но волею судьбы ему было предназна­чено стать духовным цен­тром Урала и Сибири. А случилось это так.

В 1620 году в 60 километрах от Верхотурья на оживленной Государевой дороге возникло село Меркушино. Село было многолюдным: кроме обычных сельских занятий его жители выполняли важные транспортные работы. Рядом с Меркушино на Туре действовала верфь, где строились суда, и работал причал, откуда эти суда с грузом одно за другим отправлялись в Сибирь.

Именно в этих местах в середине 1620-х годов появился человек по имени Симеон. По преданию, был он дворянского происхождения и прибыл на Урал из центральной России, покинув родные земли то ли от невзгод Смутного времени, то ли в поисках каких-то духовных горизонтов.

Симеоновский храм на месте могилы праведного в Меркушино
Меркушино: дорога Симеона Верхотурского. Симеоновский храм на месте могилы праведного в Меркушино
Храм Михаила Архангела в Меркушино в наши дни
Меркушино: дорога Симеона Верхотурского. Храм Михаила Архангела в Меркушино в наши дни

Странничество Симеона, неизвестность его происхождения породили в конце XIX века интересную легенду о том, что святой Симеон это не кто иной, как сын Ивана Грозного и Марии Нагой царевич Дмитрий. Царица, будто бы зная о коварных планах Бориса Годунова, подменила сына похожим ребенком. После известной угличской трагедии, которая произошла в 1591 году, настоящий царевич навсегда покинул Московию, вскоре превратившись в скромного странника. Многие верили в эту легенду, несмотря на то, что по официальной версии Симеон на целое поколение моложе царевича Дмитрия.

Если же доверять записям по сбору оброка за 1626 год, то по ним в Меркушиной отмечен лишь один человек с именем Симен и его прозвище говорит о его северорусском происхождении – Семейка (Семен) Пинежанин (то есть приехавший с северной реки Пинеги).

Иконостас храма Симеона Верхотурского в Меркушино. В центре - спуск на место могилы святого
Иконостас храма Симеона Верхотурского в Меркушино. В центре — спуск на место могилы святого. Фото Алексея Рычкова
В храме Михаила Архангела в Меркушино
В храме Михаила Архангела в Меркушино. Фото Алексея Рычкова

По преданию, дома своего Симеон не имел, не было у него и семьи. На пропитание зарабатывал тем, что шил шубы в Меркушино и окрестных деревнях, переходя от одного заказчика к другому. В домах заказчиков на время работы он получал кров и пропитание. Часто, не испытывая острой необходимости в средствах, он, выполнив заказ, скромно покидал хозяев, не взяв с них за работу денег. Для того чтобы не смущать заказчиков, уходил Симеон, не дошив на шубе какую-нибудь мелочь: пуговицы или петли. Многие удивлялись таким поступкам, были даже такие, что поносили Симеона, но постепенно до людей доходил смысл поведения праведника.

У любимого камня Симеона Верхотурского в окрестностях Меркушино
Меркушино: дорога Симеона Верхотурского. У любимого камня Симеона Верхотурского в окрестностях Меркушино

По одному малоизвестному преданию, однажды Симеон выполнил какой-то заказ в Ирбитской слободе, вернулся в родное Меркушино и вдруг вспомнил, что нечаянно прихватил с собой хозяйскую портняжную иглу. Чувствуя, что может причинить хозяевам пусть даже малую неприятность, Симеон возвращается в Ирбит, отстоящий от Меркушино на десятки верст, чтобы вернуть иглу заказчикам.

Летом, когда не было необходимости укрываться от морозов, любимым занятием Симеона было ужение рыбы. Рыбалка давала необходимое пропитание и помогала заниматься размышлениями. По преданию, для этого Симеону полюбился один камень на Туре, в нескольких верстах от Меркушино в сторону Верхотурья. Тот камень, очень удобный для сидения, был защищен от солнца развесистой елью. Здесь Симеон мог проводить помногу часов подряд. Эти камень и ель, начиная с XVIII, но особенно с XIX века, почитаются паломниками, их изображения можно увидеть на многих иконах, посвященных Симеону праведному.

Еще лет сто назад от ели той оставался пенек и остатки корней. Говорят, что богомольцы, благоговея перед елью, которую освятило присутствие Симеона, отламывали от нее ветви. От этого дерево засохло, а в середине XIX века его сломало бурей и унесло вниз по течению Туры.

У Поклонного креста на месте молитвенных уединений Симеона Верхотурского
У Поклонного креста на месте молитвенных уединений Симеона Верхотурского
Храм во имя всех Сибирских Святых в земле Российской просиявших
Храм во имя всех Сибирских Святых в земле Российской просиявших

В XIX веке вблизи любимого Симеоном камня на Туре была поставлена деревянная часовня, разрушенная в годы советской власти. Уже в наше время, в 1997 году, это место было отмечено возведением Поклонного креста. Говорят, осенью 2002 года здесь побывал заместитель министра внутренних дел страны, главнокомандующий внутренних войск России генерал-полковник Вячеслав Тихомиров. По преданию, он долго стоял на туринском камне, о чем-то думал, а потом сказал, что принял решение от имени МВД России построить на этом месте храм. 6 ноября 2002 года состоялась церемония закладки первого камня, а осенью 2005 года строительство деревянного храма во имя всех Сибирских Святых в земле Российской просиявших было завершено. В 2006 году храм освятили.

Храмовый комплекс в Меркушино с противоположного берега Туры
Меркушино: дорога Симеона Верхотурского. Храмовый комплекс в Меркушино с противоположного берега Туры
Но чаще образ святого Симеона Верхотурского выполнен на фоне реки Туры с удочкой у любимого им камня, на фоне храмов села Меркушино
Чаще всего образ святого Симеона Верхотурского на иконах выполнен на фоне реки Туры с удочкой у любимого им камня, на фоне храмов села Меркушино

Существуют сведения, что Симеон был инициатором строительства первого меркушинского храма, который освятили во имя архангела Михаила. Говорят, именно потому после смерти похоронен был Симеон на самом почетном месте возле церкви. А умер праведник предположительно в 1642 году в возрасте 35 лет от какой-то внутренней болезни, возникшей возможно от чрезмерного воздержания.

Меркушинское чудо

Прошло 50 лет, память о праведнике среди меркушинцев уже почти угасла. И вдруг зимой 1692 года земля на старой могиле вдруг начала подниматься, а через некоторое время из земли показался массив гроба, из-под которого вскоре начал бить ключ. Каково же, говорят, было изумление людей, когда сквозь щели от гробовой крышки они рассмотрели нетленные останки праведника, жившего в начале столетия. Вскоре от мощей Симеона последовали первые случаи исцелений. Над могилой установили деревянную надгробицу-«голбчик» в виде сруба. О меркушинском чуде стало известно в Верхотурье.

Храмовый комплекс в Меркушино в начале XX века
Меркушино: дорога Симеона Верхотурского. Храмовый комплекс в Меркушино в начале XX века
Воевода Андрей Нарышкин

С 1692 по 1694 год верхотурским воеводой был назначен Андрей Федорович Нарышкин, двоюродный брат царицы Натальи Нарышкиной и двоюродный дядя Петра I. Именно в его правление в Меркушино из земли поднялся гроб Симеона праведного и произошли первые случаи исцеления от мощей святого.

Близкий слуга воеводы Илья Головачев в это время страдал глазной болезнью. Глаза его не могли переносить света, налились кровью, а на веках образовались гигантские мясные наросты. По совету друга, Илья отслужил панихиду и на ночь повязал на глаза землю с гроба Симеона. Ночью он почувствовал облегчение: из глаз вышла вязкая мокрота, дикое мясо отвалилось, вскоре болезнь отступила.

Симеоновская церковь в Меркушино
Меркушино: дорога Симеона Верхотурского. Симеоновская церковь в Меркушино

В это же время болезнью глаз начала страдать и дочь Нарышкина, троюродная сестра Петра I. Узнав об избавлении от болезни Ильи Головачева, Андрей Федорович вместе с несчастной девушкой отправляется в Меркушино. Здесь случилось новое чудо. После панихиды над гробом праведного дочь воеводы получила исцеление, как только приложила землю, взятую с гроба святого. Возможно, во многом благодаря этим событиям произошло освидетельствование мощей святого митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием.

Митрополит Игнатий: прославление Симеона

Митрополит Игнатии представитель древнего дворянского рода Римских-Корсаковых. Известный церковный писатель XVII столетия, активный противник прозападных реформ и засилья иностранцев в России. Пользовался покровительством царевны Софьи, после ее падения вступил в конфликт с окружением молодого Петра I, в первую очередь с Нарышкиными. Это привело Игнатия к почетной ссылке в Сибирскую епархию.

В феврале 1693 года он пребывает в Тобольск. В декабре 1695 года по пути в Верхотурье митрополит остановился в Меркушино, где освидетельствовал святые мощи: кости и плоть были абсолютно целы, кожа прильнула к костям, истлело лишь несколько пальцев да погребальные одежды. Выступая перед собравшимися, Игнатий произнес свою знаменитую фразу: «Это, точно, некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты российские, или чудотворец Сергий Радонежский». После этого митрополит обратился к людям с вопросом, не знает ли кто о жизни этого праведника. Лишь один меркушинский крестьянин Афанасий Чашегоров оказался свидетелем жизни Симеона, но совсем забыл его имя.

Свято-Косминская пустынь
Свято-Косминская пустынь с храмом во имя Космы Верхотурского, на месте одной из остановок во время перенесения мощей Симеона Верхотурского в 1704 году
Деревня Костылева: храм Космы Верхотурского в Свято-Косминской пустыни
Деревня Костылева: храм Космы Верхотурского в Свято-Косминской пустыни. Фото Сергея и Марии Поповых

На основе слов этого крестьянина позднее Игнатий написал первую повесть о жизни святого Симеона праведного. Лишь благодаря чудесному сновидению, в котором Игнатий видел толпу крестьян, из которой кричали: «Симеоном зовут его», удалось вспомнить имя нового святого.

Перенесение мощей Симеона праведного. Памятные часовни по дороге в Меркушино

В 1704 году, после того как молва о чудесах Симеона праведного распространилась далеко за пределы Меркушино, было решено мощи его перенести в стольный град Верхотурье. Рассказывают, что переносили мощи несколько дней, процессию составляли сотни людей. По преданию, за гробом на коленях полз юродивый Косма: у него были больные ноги, и потому он мог передвигаться лишь на коленях. Когда Косма изнемогал, то обращался к Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!»  Тогда гроб с мощами становился неподъемным, и все останавливались и отдыхали. Лишь по молитве юродивого могли продолжить движение.

Позже на месте этих остановок были выстроены часовни. Сегодня в деревне Путимка восстановлена Николаевская церковь, перестроенная в 1904 году из Николаевской часовни, а деревне Костылевой в старом здании бывшей часовни освящен храм во имя святого Космы Верхотурского, вокруг которого создан живописный ансамбль Свято-Косминской пустыни.

Храм Николая Чудотворца в Путимке
Храм Николая Чудотворца в Путимке на месте одной из остановок во время перенесения мощей Симеона Верхотурского в 1704 году
Часовня над могилой Космы юродивого
Часовня над могилой Космы Верхотурского на территории Верхотурского кремля. Дореволюционное фото

Сам Косма жил в заречном конце города Верхотурья, но большую часть времени проводил в молитвах в верхотурском Свято-Троицком соборе либо рядом с ним. Именно потому, говорят, похоронен был блаженный на территории кремля, вблизи Троицкого храма. В начале XX века над могилой Космы построили часовню. Рассказывают, что одним из жертвователей на эту часовню был известный подвижник православной церкви Иоанн Кронштадтский.

После революции 1917 года монахи тайно вынесли мощи Космы и захоронили их возле Успенской кладбищенской церкви. Говорят, к этому месту на поклонение украдкой ходили многие местные жители. А часовню в кремле снесли, даже следов от нее не осталось. Уже в наши дни, в 1990-е годы, мощи Космы юродивого вновь были обретены и переданы в верхотурский Покровский женский монастырь, став одной из главных святынь обители.

Успенская кладбищенская церковь в Верхотурье
Долгое время мощи Космы Верхотурского тайно покоились на кладбище возле Успенского храма
Покровская церковь женского Покровского монастыря в 2020 году
Ныне мощи Космы Верхотурского пребывают в стенах Покровского храма Покровской женской обители Верхотурья
Храмовый комплекс в Меркушино

После прославления святого и перенесения его мощей в Верхотурье, основной реликвией церкви Михаила Архангела долгое время был гроб Симеона Праведного. Но впоследствии гроб сгорел вместе с храмом во время пожара. В начале XIX века на этом месте  построили каменную церковь, которая не раз перестраивалась. В годы советской власти храм был разрушен, уцелела лишь колокольня, рядом с которой уже в наше время возвели новый храм.

Храмовый комплекс в Меркушино в начале XX века
Храмовый комплекс в Меркушино в начале XX века
Меркушинский храмовый комплекс в советские годы
Меркушинский храмовый комплекс в советские годы

Над святым источником, что бил из могилы Симеона Праведного была установлена часовенка, несколько раз она перестраивалась, а в 1886 году на этом месте возвели каменную Симеоновскую церковь, которая была соединена с Михайловским храмом светлой просторной галереей. Симеоновская церковь, несмотря на осквернение, выстояла в XX веке, а вот галерею в 1945 году разобрали на кирпичи.

Меркушинский храмовый комплекс в наше время
Меркушино: дорога Симеона Верхотурского. Меркушинский храмовый комплекс в наше время

Лишь в наше время, в начале XXI века, весь храмовый комплекс был заново восстановлен.

Интересное