Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж
Карта расположения храмов Екатеринбургской митрополии, сохранивших богослужение в XX столетии
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж
Карта расположения храмов Екатеринбургской митрополии, сохранивших богослужение в XX столетии
Начало расселения русских на Среднем Урале ознаменовалось строительством здесь первых православных храмов. В 1593 году в Пелыме, с которого началось освоение северного Лозвинского пути на Сибирь, строится церковь Рождества Христова. В 1599 году, после прокладки Артемием Бабиновым новой более короткой дороги на восток и основания Верхотурья, освящается первая верхотурская Троицкая церковь. В течении XVII столетия для защиты русских первопоселенцев от набегов кочевников по берегам уральских рек с севера на юг возводятся все новые укрепленные поселения – слободы. В центре каждой слободы строилась деревянная крепость-острог, внутри которой ставился храм. Все среднеуральские церкви XVI – XVII веков были исключительно деревянными и имели, как правило, простую архитектуру. Деревянные храмы возводились и в дальнейшем. Самой древней на Среднем Урале на сегодня является церковь из Нового села Красноуфимского района, построенная в 1769 году.
Начало XVIII века примечательно строительством первых каменных храмов. В 1702 году была освящена Алексеевская церковь в Алапаевском заводе, перестроенная позднее (ныне Свято-Троицкий собор). В 1709 году возвели Свято-Троицкий собор в Верхотурье, сохранившийся до наших дней. Сегодня это старейший храм Среднего Урала. Всего в XVIII столетии было построено и освящено более сорока каменных храмов. Подавляющее большинство из них было возведено в городах и заводских поселках, лишь единицы – в селах. Самые первые каменные сельские церкви освящены в конце 20-х годов XVIII века в Прокопьевской Салде у Верхотурья и в богатой Мурзинке, столице уральской страны Самоцветов.
Первые каменные храмы на Среднем Урале возводились в стиле московского барокко: сложная форма купола, обилие небольших маковок, кокошников, орнамент, выложенный из кирпича. Наиболее удачные идеи этого стиля воплотились при строительстве верхотурского Свято-Троицкого собора, отнесенного ЮНЕСКО к памятникам всемирного наследия. Позднее утвердился стиль русского барокко. Чаще всего это были удлиненные, похожие на корабли храмы, над которыми поднимались один купол и увенчанная устремленным в небо шпилем колокольня. В некоторых регионах Среднего Урала строились храмы с особенными чертами этого стиля. На севере, на территории Петропавловского и Богословского заводов, в Верхотурье на средства промышленника М. Походяшина были построены храмы, сохранившиеся до наших дней полностью или частично, в стиле североуральского барокко. Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе выстроена на средства заводчика С. С. Яковлева в редком стиле тобольского барокко.
К середине XIX столетия каменные храмы уже преобладали и в городах, и в селах Среднего Урала. Особенно активно каменное храмовое строительство развернулось во второй половине XIX века, причиной тому были благодатные экономические и социальные реформы Александра II. В первой половине столетия церкви на Среднем Урале возводились преимущественно в строгом классическом стиле либо в сочетании барокко и классицизма. Позднее при строительстве храмов использовались различные стили прошлых эпох, особенно на Среднем Урале были популярны элементы древнего русско-византийского стиля.
В эпоху последнего царствования храмовое строительство на Среднем Урале переживало настоящий расцвет. В память 300-летия Дома Романовых в Верхотурье с 1905 по 1913 годы был воздвигнут самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве) собор, который освятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. После 1917 года, несмотря на приход к власти большевиков, в епархии продолжалось строительство храмов. Оно велось вплоть до середины 1920-х годов. Общее количество церквей на Среднем Урале к 1925 году составило более 650, также было поставлено более 500 часовен.
В первое десятилетие советской власти подавляющее число уральских храмов продолжали действовать, закрытию подвергались, как правило, монастырские, домовые церкви и храмы при учебных заведениях. Также в единичных случаях закрывались приходские храмы, причиной чаще всего было моральное сопротивление служителей церквей действиям властей. Так в 1926 году из-за поминовения за богослужениями Патриарха Тихона была закрыта Вознесенская церковь в Екатеринбурге.
Начиная с конца 1920-х годов на храмы, общины и всю православную Церковь одна за другой обрушились несколько волн антирелигиозного террора. Первая волна закрытия и уничтожения православных храмов ударила в 1929 году одновременно с кампанией всеобщей коллективизации. Сильно упростилась процедура закрытия храмов, теперь для этого не требовалось вмешательства центральных органов, все решения принимались облисполкомом на основании резолюций собраний трудовых коллективов и местных жителей.
В 1929 – 1930 годах были закрыты почти все крупные храмы Среднего Урала: они находились в центральной части городов и больших рабочих поселков и в первую очередь попали под молох репрессий.
Сложнее обстояло дело в сельской местности. Религиозно настроенное население резко негативно воспринимало попытки закрыть храмы. Но и там безудержное антирелигиозное наступление вело к массовому закрытию и гибели церквей. В ряде населенных пунктов попытка закрытия храмов вызывала открытое сопротивление местного населения: люди устраивали пикеты, становились на пути безбожников, подчас переходя к активному сопротивлению. Но лишь в единичных случаях это приводило к прекращению безумия.
В своем постановлении «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении» в марте 1930 года ЦК ВКП(б) из-за многочисленных недовольств на местах вынужден был признать перегибы, допущенные в отношении Церкви, и потребовал прекратить практику закрытия церквей в административном порядке. После этого массовое закрытие приостановилось. Всего к этому времени на Среднем Урале оставались действующими менее 800 молитвенных зданий.
В 1932 году на Церковь обрушилась вторая волна антирелигиозного наступления. В мае было объявлено о начале безбожной пятилетки. В 1933 году на Среднем Урале проведено массовое закрытие всех часовен. Согласно принятому решению ветхие часовни предписывалось пустить под снос, а остальные переоборудовать.
Третья волна гонений обрушилась на Церковь в 1935 году. Возобновились аресты священнослужителей и мирян – активных членов приходских советов. Участились случаи закрытия церквей, изъятия из них имущества, запрещения колокольного звона. В этом году был ликвидирован последний на Среднем Урале нелегальный монастырь в селе Сирбишино, в районе Невьянска. К концу года на территории современной Свердловской области действовало менее 200 православных церквей, количество священнослужителей сократилось до 310 человек: многие были репрессированы, другие переходили на гражданскую работу под страхом преследований или в связи с закрытием храмов. Тугой и беспощадный узел все более сжимался вокруг православия.
Четвертый удар по церкви, который пришелся на 1937 – 1941 годы, должен был стать последним. В созданном Сталиным обществе и государстве не могло быть даже самого малого места для легального существования православной Церкви. Этот удар был сокрушительным и беспощадным, и те немногочисленные общины и храмы, что его выдержали, кажется вопреки всем возможным сценариям развития истории, достойны самого большого восхищения.
К 1937 году на Среднем Урале действовало более 130 церквей. Главной акцией властей в этом и следующем году стала операция по массовому репрессированию антисоветских элементов, к которым причислялись священнослужители и просто верующие люди с активной жизненной позицией. В ряде храмов некому стало служить.
Поводом для закрытия чаще всего служил арест священника или одного из членов приходского совета. Использовались и иные средства. Одним из них было обложение религиозных общин непосильными налогами. Несмотря на смутное время, находились приходы, которые сохраняли в незыблемости не только богослужение, но и колокольный звон. Так, в 1937 году в церкви села Камышево Белоярского района власти пытались снять колокола, однако активное противодействие верующих помешало им это сделать. Тогда это была маленькая победа.
Во всей Свердловской области к началу Великой Отечественной войны действовало 18 храмов и два молитвенных дома, оставалось не более двух десятков зарегистрированных священнослужителей. Отстоять эти храмы удалось благодаря очень сильным и по-настоящему верующим людям, имена которых в большинстве своем нам сегодня не известны, но которые достойны, чтобы за веру и преданность своим идеалам мы, сегодня живущие, преклонили перед ними головы.
К началу Великой Отечественной войны из более чем тысячи храмов и часовен Среднего Урала в числе действующих оставались, Иннокентиевская в Красноуфимске, Иоакинфиевская в Висимо-Уткинске, Георгиевская в селе Слобода, Петро-Павловская в Талице, Введенская в селе Пристань, Знаменская а Верхнем Тагиле, Николаевская в селе Николо-Павловском, Богоявленская в селе Серебрянка, Николо-Казанская церковь в Нижнем Тагиле, Михаило-Архангельская в Кушве, Свято-Троицкая в Ирбите, Пантелеймоновская в Ирбите, Екатерининская в Алапаевске, Иоанно-Предтечинская в Нижних Сергах, Марие-Магдалинская в селе Большая Лая, Успенская в Березовском, Успенская в селе Савиново, Николаевская в селе Ницинское, Богоявленский молитвенный дом в Верхних Сергах и Николаевский молитвенный дом в Висиме. Как правило, это были менее заметные сельские церкви либо городские кладбищенские храмы.
Казалось, что потребуется совсем немного времени и падут и эти последние столпы православия на Среднем Урале. Незащищенные никакой реальной силой, они выстояли благодаря какой-то необычайной вере и твердому осознанию своей правоты небольшой горстки людей. Эти люди готовы были стоять до конца… Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая поставила вопрос о самом существовании российского народа.
В сложившихся условиях потребовалось единение всех народных сил, надежная опора не только на современные, но и на глубоко укоренившиеся символы и идеалы. В ряде мест власти перестали препятствовать открытию церквей и массовым богослужениям. Прекратилась открытая травля Церкви в периодической печати. В 1942 году возобновилась служба в Иоанно-Предтеченской церкви Свердловска, а в 1943 году возобновилось богослужение еще в 5 храмах.
Переломным моментом для православной Церкви стала встреча И. В. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, которая состоялась в ночь на 5 сентября 1943 года. На встрече были приняты решения об открытии приходов и монастырей. Вскоре во властные органы буквально посыпались заявления с просьбой об открытии церквей. За 1944 год в Свердловской области было принято 93 таких заявления, но лишь 4 из них было удовлетворено. В 1945 году из 79 заявлений было удовлетворено лишь одно.
После войны восстановление храмов было прекращено, вновь началось «закручивание гаек», усилено налогообложение священников. Большой проблемой было снижение общественного интереса к жизни Церкви, падение посещаемости храмов: на смену старым поколениям пришли новые, воспитанные в атмосфере атеизма.
Последняя пятая волна гонений на Церковь пришлась на 1959 – 1963 годы, она была связана с планами Н. С. Хрущева, в которые входило решительное наступление на православие. В 1958 году на Среднем Урале действовали 29 храмов и 4 молитвенных дома. С 1959 года вновь усилились нападки на Церковь в средствах массовой информации, давление на общины и священнослужителей с целью добиться решений о закрытии храмов и отказа от сана, увеличился контроль и налогообложение приходов. В результате в эти годы были закрыты 10 храмов и 2 молитвенных дома. Всего на территории Свердловской области в 1963 году осталось 19 храмов и 2 молитвенных дома.
Действующими остались лишь те храмы, где сохранилась общины, не имевшие решительно никакой возможности физически противостоять властям, но имевшие исключительную силу духа, сознание морального права отстоять свои храмы. Именно эти храмы и их приходы и пронесли до наших дней непогасшую свечу православия. Из более чем тысячи молитвенных зданий, существовавших в начале XX столетия, к 1970 – 1980-м годам продолжали действовать лишь 19 храмов и 2 молитвенных дома.
Какие же по своей силе и правде молитвы произносились в этих храмах-исповедниках, какие горячие лились слезы, какие необыкновенные по своей силе и искренности были чувства веры, верности, любви и сострадания. Эти храмы не просто памятники непоколебимой стойкости православия, в них сосредоточена Божия благодать, выстраданная молитвами и терпением в основном безвестных молитвенников XX столетия.
Еще раз вспомним эти непогасшие свечи православия. 12 среднеуральских храмов никогда не закрывались:
Казанский собор в Нижнем Тагиле
Екатерининская церковь в Алапаевске
Знаменский храм в Верхнем Тагиле
Свято-Троицкий храм в Ирбите
Иннокентиевская церковь в Красноуфимске
Михаило-Архангельская церковь в Кушве
Иоанно-Предтеченская церковь в Нижних Сергах
Петро-Павловская церковь в Талице
Георгиевская церковь в селе Слобода
Храм Николая Чудотворца в Николо-Павловском (по местным данным в конце 1930-х – начале 1940-х годов служба некоторое время не проводилась)
Храм Марии Магдалины в селе Большая Лая
Введенская церковь в селе Пристань
В 7 храмах Среднего Урала в конце 1930-х – 1940-х годах служба на некоторое время прерывалась:
Иоанно-Предтеченский собор в Екатеринбурге, с 1939 по 1940 и с 1941 по 1942 годы служба не велась
Успенская церковь в Верхотурье, закрыта с 1941 по 1946 годы
Вознесенская церковь в городе Невьянске, с 1941 по 1943 год служба не велась
Казанская церковь в Карпинске, с 1937 по 1944 год служба не велась
Храм Николая Чудотворца в Быньгах, с 1939 по 1944 год служба не велась
Петро-Павловская церковь поселка Черноисточинск, закрыта с 1941 по 1943 год
Храм святой Параскевы Пятницы в Савино, с 1940 по 1944 год служба не велась
Также необходимо вспомнить два молитвенных дома, которые были открыты уже при советской власти:
Ильинский в Серове, освящен в 1947 году и действовал до 1988 года, когда в городе была освящена Ильинская церковь
Николаевский в поселке Висим, освящен в 1936 году и действовал до 1995 года, когда была освящена Николаевская церковь. В 2010 году в здании бывшего молитвенного дома освящен храм в честь иконы Божией Матери «Державная».
В середине 1980-х годов начинается возрождение православия на Среднем Урале: в 1983 году был открыт приход в Камышлове, в 1986 году – в Каменске-Уральском, а в 1987 году – в Североуральске. Но по настоящему большие изменения в жизни православной Церкви на Среднем Урале, как и во всей России, происходят, начиная с 1988 года, когда вся страна торжественно отметила празднование 1000-летия Крещения Руси.
Идут годы, на Среднем Урале поднимаются все новые храмы. Старые храмы, выдержавшие все лихолетья XX века, внешне кажутся более неприметными. Но это впечатление обманчиво. В каждом из этих храмов Божественная сила и большая благодать, которые будут для каждого из нас, и для всех нас вместе, надежной опорой в нашем неизведанном будущем.