Храм на Крови в Екатеринбурге

Храм на Крови в Екатеринбурге
Храм на Крови в Екатеринбурге. Фото Алексея Рычкова

Храм на Крови в Екатеринбурге или Храм-памятник во имя всех святых, в земле Российской просиявших — это пожалуй самый известный в России храм среди построенных на Среднем Урале. Возведен он на месте разрушенного в 1977 году Ипатьевского дома, в котором в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна семья последнего русского императора Николая II.

Первые проекты

Предыстория Храма на Крови в Екатеринбурге начинается со времен Перестройки. Тогда на месте снесенного в 1970-е годы Ипатьевского дома все чаще стали собираться верующие, сначала собрания разгонялись милицией, но это не помогало, менялась и ситуация в стране. В августе 1990 года на этом месте был установлен Поклонный крест, а в сентябре – принято решение об отводе земли Свердловскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви для установки памятного символа. А могло быть все иначе. На этот участок претендовали бизнес-структуры, которые планировали здесь в комплексе с храмом организовать современный туристический центр с отелем, ресторанами, магазинами, сувенирными лавками.

После этого был объявлен международный конкурс на разработку проекта памятного храма на месте бывшего Ипатьевского особняка. Финал этого конкурса несколько раз переносился. Всего в конкурсе приняли участие почти 20 работ. Все они были представлены на общественное обсуждение. В музее на Плотинке каждый желающий мог оценить заявленные на конкурс работы.

1991 год. Поклонный крест на месте снесенного дома
1991 год. Поклонный крест на месте снесенного Ипатьевского дома
Один из первых проектов Храма на Крови в Екатеринбурге архитектора А. Долгова
Один из первых проектов Храма на Крови в Екатеринбурге архитектора А. Долгова

Первый тур конкурса завершился присуждением двух вторых и трех третьих премий, ни одной работе не была присуждена первая премия, так как, по мнению жюри, все они нуждались в доработке. Но явным фаворитом по очкам и приз зрительских симпатий получил коллектив под руководством А. В. Долгова. Небольшой камерный храм по этому проекту был спроектирован, опираясь на традиции древнерусского зодчества Владимиро-Суздальской земли. Авторский коллектив во главе с Долговым позднее спроектировал такие известные в Екатеринбурге памятники культового зодчества, как Екатерининская часовня на главном проспекте города и Елизаветинская часовня у Храма-на-Крови.

Но во втором туре победу неожиданно присудили работе Константина Ефремова, молодого архитектора из Кургана. Он также предложил небольшой храм-памятник, выполненный в традициях новгородского зодчества древней Руси. Позднее Ефремов также стал известен благодаря своим работам в монастыре на Ганиной яме, в первую очередь как автор самого большого монастырского храма в честь иконы Божией Матери «Державная». В сентябре 1992 года итоги конкурса были подведены, и 23 сентября архиепископ Верхотурский и Екатеринбургский Мелхиседек заложил первый камень будущего храма.

Проект храма на месте расстрела царской семьи. Автор К. В. Ефремов
Проект храма на месте расстрела царской семьи. Автор К. В. Ефремов

Но далее строительство встало, его успешному продолжению все время мешали какие-то внешние либо внутренние причины. Позднее говорили, что как будто бы высшие силы не давали идти строительству до церковного прославления императора и его семьи. В стране в это время было тяжелое экономическое положение, поэтому на государственную поддержку рассчитывать не приходилось. Начался сбор пожертвований через благотворительный фонд, средства поступали даже из-за рубежа.

Дом Ипатьева во время заточения в нем царской семьи
Дом Ипатьева во время заточения в нем царской семьи
Ипатьевский дом в 1919 году
Ипатьевский дом в 1919 году. Перед ним часовня Спасителя на месте старой деревянной Вознесенской церкви

Но как часто было в то неспокойное время, у руля этого фонда оказался авантюрист и мошенник, который в 1993 году скрылся с большей частью собранной суммы и драгоценными камнями для будущего храма. Новым фондам уже никто не хотел верить, тем более их было несколько. Именно поэтому несколько лет строительство храма не велось. Но в 1996 году этот вопрос вновь был поднят на правительственном уровне.

Константин Ефремов к тому времени свой проект серьезно доработал. По словам архитектора, сама идея пришла к нему чудесным образом. Он долго трудился, но никак не мог прийти к окончательному решению, образ храма не складывался. И лишь после того, как он лег спать, какая-то сила как бы вознесла его над землей, и сам Господь показал архитектору облик будущего храма.

Но к этому времени в борьбу вновь вступает А. В. Долгов, предложив совершенно новый оригинальный проект памятного храма. Он предполагал восстановление разрушенного Ипатьевского дома с внесением дополнительно домовой церкви. Этот проект активно поддерживали многие местные архитекторы, большая группа творческой интеллигенции.

Победивший проект

Но к концу 1990-х годов два конкурировавших проекта оказались не у дел, а строительство началось по совершенно новому проекту, авторами которого стали архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачев и главный архитектор области Г. В. Мазаев.

По официальной версии, проект Ефремова был отклонен из-за занятой архитектором ортодоксальной позиции, которая не допускала каких-либо поправок в предложенном им решении храма. А эти поправки были необходимы. К примеру, обязательное расположение места расстрельной комнаты под одним из алтарей храма, что не было выполнено в ефремовском проекте. Говорят, в результате конфликта Г. В. Мазаев, курировавший строительство, создал творческую группу, которая и занялась разработкой нового проекта.

Храм на Крови в Екатеринбурге
Храм на Крови в Екатеринбурге. Фото Алексея Рычкова
Храм на Крови в Екатеринбурге

По версии же архитектора Ефремова, однажды Мазаев предложил ему доработать эскиз своего сына Антона, будто бы сделанный им на досуге за вечер. Этот эскиз предполагал совершенно иной проект памятного храма. Естественно, обиженный Ефремов не согласился. Поэтому Мазаеву и пришлось собрать новый творческий коллектив.

Говорят, что, скорее всего, дело здесь в том, что со времени конкурса прошло слишком много времени, Екатеринбург пытался подняться в общероссийской иерархии городов на место третьей столицы России. Памятный храм, который становился культурной ценностью всемирного значения, не только своей известностью, но и своими масштабами, должен был соответствовать питерскому Исаакиевскому собору и московскому храму Христа Спасителя.

Прежние проекты не соответствовали новой идеологии, новый же – с использованием монументального русско-византийского стиля, кстати, любимого стиля Николая II, как нельзя лучше выполнял современные задачи. Именно поэтому, говорят, легко были отклонены все многочисленные протесты творческой интеллигенции, а новый проект прошел через утверждение властей.

У входа в Храм на Крови
У входа в Храм на Крови. Фото Алексея Рычкова
Храм на Крови, за ним Вознесенская церковь
Храм на Крови, за ним Вознесенская церковь

В августе 2000 года Николай II и его семья были прославлены Русской Православной Церковью, а в сентябре прибывший в Екатеринбург Святейший Патриарх Алексий II освятил строительство Храма на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших и заложил в его основание памятную грамоту. После этого строительство быстро пошло в гору.

Храм-на-Крови вечером
Храм-на-Крови в Екатеринбурге вечером

Уже 16 июля 2003 года, к годовщине гибели царской семьи, состоялось торжественное освящение храма. Святейший Патриарх Алексий II из-за проблем со здоровьем приехать не смог. Чин освящения совершили постоянные члены Священного Синода митрополиты Ювеналий, Кирилл, ныне Святейший Патриарх, а также митрополит Воронежский Сергий и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Вдова племянника Николая II О. Н. Куликовская-Романова передала в дар Храму на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших икону Божией Матери «Троеручица», которая находилась в доме Ипатьева во время заточения в нем семьи Романовых. После основных торжеств у врат храма состоялся концерт, во время которого под управлением М. Ростроповича была исполнена увертюра П. И. Чайковского «1812 год».

Храм на Крови в Екатеринбурге
Храм на Крови в Екатеринбурге. Фото Алексея Рычкова
Внешний и внутренний облик храма

Екатеринбургский храм стал третьим в истории нашей страны Храмом-на-Крови. Первый установлен в Угличе, на месте убийства царевича Дмитрия, второй — в Санкт-Петербурге, на месте убийства Александра II.

Храм на Крови в Угличе
Храм на Крови в Угличе
Храм на Крови в Санкт-Петербурге
Храм на Крови в Санкт-Петербурге

Как напоминание о пролитой в Екатеринбурге крови нижняя часть фасадов храма отделана гранитом красного и бордового цвета. Пятикупольный 60-метровый храм построен в наиболее популярном в конце XIX – начале XX веков русско-византийском стиле. Его фасады украшают 48 скульптур любимых в России святых. Скульптуры выполнили  К. В. Грюнберг и А. Г. Мазаев. На звоннице храма 14 колоколов, отлитых мастерами из Каменск-Уральского, средства на их изготовление были собраны в результате акции «Колокола покаяния», одним из организаторов этой акции стал известный поэт, композитор и исполнитель Александр Новиков.

Иконостас в Нижнем храме во имя святых Царственных страстотерпцев
Иконостас в Нижнем храме во имя святых Царственных страстотерпцев. Фото Алексея Рычкова

Конструктивно храмовый комплекс разделен на две части — нижний и верхний храмы. Нижний, во имя святых Царственных страстотерпцев, устроен на уровне подвала Ипатьевско­го дома, он посвящен семье Николая II. Этот заупокойный храм, храм печали и памяти, поэтому он выполнен в очень строгом спокойном стиле. Главной святыней нижнего храма является «расстрельная» комната, обустроенная на месте того самого помещения, где произошло убийство семьи Николая II. Говорят, здесь присутствуют подлинные остатки конструкций дома Ипатьева, стоит крест.

Верхний храм — Во имя Всех Святых в земле Российской просиявших — это храм радос­ти и веры, веры в достойное будущее России. Храм устремлен вверх, в нем очень много пространства, окон и благодаря этому – света. В храме выполнено уникальное решение: между нижним и верхним храмами существует пронизывающее пространство. Из «расстрельной» комнаты в иконостас верхнего храма выходит прозрачный шатер, через проем которого сверху можно видеть место гибели царской семьи. Это пространство символизирует связь времен, связь прошлого с будущим.

В Верхнем храме Во имя Всех Святых в земле Российской просиявших
В Верхнем храме Во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. Фото Алексея Рычкова
Иконостас в Верхнем храме Во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. Фото Алексея Рычкова
Иконостас в Верхнем храме Во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. Фото Алексея Рычкова

Уникальным также считается тринадцатиметровый иконостас верхнего храма, выполненный из редкой породы белого мрамора, его высота 13 метров, а длина – 30 метров. Главными святынями храма Всех Святых в земле Российской просиявших являются рака свято­го преподобного Серафима Саровского и икона Божией Матери «Троеручица».

Рака преподобного Серафима Саровского

Рака преподобного Серафима Саровского с частицей мощей святого находится в Храме на Крови не случайно. Судьба Николая II и его семьи множеством невидимых нитей связана с великим русским подвижником. Именно император стал инициатором и принял активное участие в прославлении батюшки Серафима в 1903 году.

В этом же году после поездки в Саров и купания в его источнике императрица родила долгожданного сына. А сам преподобный Серафим еще в 1824 году, говорят, предсказал: «… будет царь, который меня прославит. После чего будет Великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против царя. Ангелы не будут успевать брать души. Все восставшие погибнут, а Бог царя возвеличит».

В 1927 году, после закрытия Серафимо-Дивеевской обители, мощи святого были изъяты и бесследно исчезли. А в 1990 году совершенно случайно были обнаружены в фондах Музея истории религии в Ленинграде, который размещался в Казанском соборе на Невском проспекте. Мощи были освидетельствованы. А так как рака, подаренная в 1903 году императором Николаем II, была утеряна, Святейший Патриарх дал распоряжение директору Софринского завода, старейшего предприятия Русской Православной Церкви, изготовить новую раку для мощей преподобного Серафима.

Рака Серафима Саровского в Храме на Крови в Екатеринбурге
Рака Серафима Саровского в Храме на Крови в Екатеринбурге

После того, как рака была готова, мощи святого торжественно проследовали по некоторым храмам Ленинграда, затем были перевезены в Москву, где почти полгода пребывали в Богоявленском кафедральном соборе столицы. А летом 1991 года рака с мощами преподобного проследовала во главе грандиозного крестного хода из Москвы в Дивеево, где и находилась до 2003 года.

В 2003 году исполнилось сто лет со времени прославления преподобного Серафима Саровского. К этому времени удалось обнаружить эскизы первой раки, изготовленной на средства Николая II. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Екатеринбургский художественный фонд совместно с предприятием «Уральский ювелир» под руководством художника Анатолия Елизарова по этим эскизам выполнили уже третью раку святого. Говорят, ее украсили уральскими самоцветами, многие из которых с территории легендарной Самоцветной полосы Урала. В день памяти преподобного в Серафимо-Дивеевской обители Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил литургию перед новой ракой с мощами святого. А рака, в которой Россия встретила вновь обретенные мощи батюшки Серафима, в которых мощи святого почивали 12 лет, была подарена для нового храма в Екатеринбурге, вновь связав Серафима Саровского и семью Николая II.

Храм на Крови в Екатеринбурге на закате солнца
Храм на Крови в Екатеринбурге на закате солнца. Фото Алексея Рычкова
Храм на Крови в Екатеринбурге со стороны сквера за Царской улицей
Храм на Крови в Екатеринбурге со стороны сквера за Царской улицей. Фото Алексея Рычкова
Икона Божией Матери «Троеручица»

По преданию, в VIII веке по молитве у этой иконы исцелил руку, отрубленную по навету византийского император-иконоборца Льва Исаврянина, советник дамасского халифа, защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин. В благодарность в дар чудотворному образу он преподнес серебряное изваяние исцеленной руки, подвесив его к иконе, после чего она стала называться «Троеручица». В конце XII века эта икона была перенесена в Сербию. Во время турецкого нашествия православные сербы положили икону на осла и отпустили его без сопровождения. Осел самостоятельно дошел до Афона, где остановился у ворот сербского Хиландарского монастыря. Монахи приняли икону, как великий дар свыше, и с тех пор образ стал главной святыней обители.

Икона Божией Матери "Троеручица"
Икона Божией Матери «Троеручица» — одна из главных святынь Храма на Крови

В России список с Афонского образа был доставлен по просьбе Святейшего Патриарха Никона в 1661 году, с тех пор списки с иконы Божией Матери «Троеручица» получили широкое распространение в стране. Часто на них серебряная рука, подаренная иконе Иоанном Дамаскиным, изображалась красками, как третья рука Богородицы. Такой является и икона из екатеринбургского Храма на Крови.

Судя по простому письму, эта икона не принадлежала царской семье, а была достоянием семьи инженера Ипатьева или его прислуги. Но во время заточения Николая II и его родных в Ипатьевском доме, она стала свидетельницей последних дней Романовых.

После того как в Екатеринбург вошли части Белой армии, «Троеручица» была найдена в доме Ипатьева одним офицером, хорошим знакомым сестры Николая II, Великой княгини Ольги Александровны. После Гражданской войны этот офицер, оказавшись в эмиграции, привез икону в Данию, где проживала Ольга Александровна и ее матушка, императрица Мария Федоровна. По решению императрицы икону эту передали на хранение Ольге Александровне, для которой уральская «Троеручица» стала большой реликвией.

Храм на Крови в Екатеринбурге с Царской улицы
Храм на Крови в Екатеринбурге с Царской улицы. Фото Алексея Рычкова

Говорят, вплоть до своей смерти в 1960 году Великая княгиня никогда с иконой не расставалась, перед смертью завещав ее старшему сыну Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову. В 1991 году, когда он узнал о строительстве в Екатеринбурге Храма на Крови, то выразил желание передать святыню храму по окончании его строительства. В 1993 году Куликовский-Романов скончался, а его завещание в 2003 году выполнила его супруга Ольга Николаевна.

 

Памятник царской семье

Перед входом в храм во имя Всех Святых в земле Российской просиявших установлен памятник царской семье, авторы воссоздали момент, когда Романовы спускаются в подвал Ипатьевского дома в самые последние минуты своей жизни. Скульптуры выполнили  К. В. Грюнберг и А. Г. Мазаев. К. В. Грюнберг на сегодня, пожалуй, самый известный среднеуральский скульптор, среди его работ «Черный тюльпан» и памятник Г. К. Жукову в Екатеринбурге, памятник Никите Димидову и Петру I возле Невьянской башни.

С первых минут жизни памятника на него и его создателей обрушилась волна обвинений со стороны части творческой интеллигенции. Причем по большей части надуманных. Одни разглядели, что лики у Романовых совсем неславянские, на что кто-то заметил, что и жена, и мать, и бабушка Николая II имели европейское происхождение. Других шокировало, что царь стоит спиной к храму. Но круговая композиция схода Романовых по винтовой лестнице не может обеспечить всем фигурам лицевое положение по отношению к храму – отвечали создатели памятника. Пожалуй, самым натянутым было обвинение по поводу крестов, которые у княжон лежат поверх одежды: будто бы подобным образом носили в старину кресты девушки легкого поведения. Это утверждение враз разнесли средства массовой информации, хотя верным оно может считаться лишь в отношении низших сословий. Также критики утверждали, что фигуры композиции напоминают по облику советские монументальные персонажи, а крестное знамение царицы похоже на пионерский салют.

Памятник царской семье у Храма на Крови
Памятник царской семье у Храма на Крови. Фото Алексея Рычкова

Интересное