Деревянный кладбищенский храм Невьянского завода был перестроен из часовни в 1866 году. После 1937 года Вознесенский храм остался единственным действующим в старинном городе Невьянске. Власти не решились отнять у многочисленной и сильной общины, как и во многих селениях горнозаводского Урала, все храмы. Для служения Господу верующим была оставлена самая маленькая и удаленная от суетной городской жизни кладбищенская церковь.
Большую роль в сохранении богослужебной жизни, в объединении православной общины Невьянска сыграли сестры последнего на Среднем Урале Сирбишинского монастыря, разоренного властями в 1935 году. После уничтожения обители сестры продолжали нести в Вознесенской церкви монашеские послушания, держали храм в порядке и чистоте, помогали батюшкам в службе. А когда в 1942 году священника отца Николая арестовали, и храм более чем на год остался без батюшки – сестры по мере своих сил вели службы, охраняли церковь и держали ее открытой для посещения верующими.
Последняя сирбишинская послушница умерла в конце 1980-х годов, как бы выполнив свою миссию на Земле и передав новым поколениям непогасшую свечу православия, чтобы они, люди нового тысячелетия, не забыли свет истинной веры.
До наших дней вокруг Вознесенской церкви ухоженные могилки сестер Сирбишинского монастыря, почитаемые сегодня прихожанами и паломниками. Здесь же на старом кладбище покоятся иереи и дьяконы, в разное время служившие в храме. Прихожане хорошо знают и почитают могилки угодниц Божиих старицы Ксении и сестры Екатерины.
Вознесенский храм озаряют лики старинных намоленых икон, большинство из которых принадлежат знаменитой Невьянской школе иконописи. Эта школа имеет интересные особенности, специалисты называют ее лебединой песней древнерусской иконописной традиции. В последние годы некоторые иконы начали мироточить и чудесным образом обновляться. Верующие особо почитают икону Божией Матери «Знамение», список с чудотворного образа верхнетагильского Знаменского храма, Казанскую икону Пресвятой Богородицы, образ святителя Николая Чудотворца (последние две иконы чудесным образом остались неповрежденными во время пожара, который случился в Вознесенской церкви в начале 1990-х годов).
Возле Вознесенского храма уже много лет лежат строительные блоки, не раз рядом со старой деревянной церковью на смену легендарному храму пытались поставить новую каменную церковь. Но строительство почему-то не движется. Старинный же храм в последние годы, несмотря на большой дефицит средств, батюшка и прихожане своими силами сумели реставрировать, церковь оделась в белокаменные ризы. Многие сегодня вспоминают слова старицы Ксении, при жизни обладавшей даром предвидения, ныне похороненной вблизи алтаря Вознесенской церкви: «Какие бы испытания и невзгоды не выпали в будущем на долю православия, этому храму стоять до скончания века».
Преподобномученик Ардалион
Есть у Вознесенской церкви в городе Невьянске и свой святой заступник — преподобномученик Ардалион (Пономарев), который в 1932 — 1936 годах, перед арестом, служил здесь в качестве священника.
Преподобномученик Ардалион (Александр Пономарев) родился в семье сельского священника в 1870-х годах. После окончания Пермской семинарии в 1899 году (в один год с П. П. Бажовым) был рукоположен в священника. Первым местом его службы с 1899 по 1900 год стал Свято-Николаевский храм поселка Быньги, что в окрестностях Невьянска. Неся службу в разных храмах, одновременно отец Александр вел большую дополнительную работу: преподавал в церковно-приходских школах и земских училищах, возглавлял Шадринскую учительскую семинарию, руководил миссионерской деятельностью в Шадринском уезде, служил благочинным Невьянского церковного округа. Любое дело исполнял, «отдавая ему всю свою энергию», как записано в одной из его характеристик.
После революции, несмотря на выпавшие испытания, гонения и притеснения, отец Александр продолжал оставаться верным служителем Христа: защищал свои храмы от закрытия и от захвата их обновленцами, укреплял дух верующих наставлениями и, самое главное, личным примером. «Это так нужно, здесь люди не от злобы ж своей действуют, а это Бог через них хочет испытать мое терпение и смирение. Буду все терпеть ради Иисуса Христа», — эту запись в те тяжелые годы он оставил на странице Евангелия, которое подарил младшему сыну Григорию, в будущем известному исповеднику (Григорий Пономарев некоторое время служил псаломщиком в Вознесенском храме).
В 1932 году, после закрытия Успенского собора на ВИЗе, где служил отец Александр, батюшка переехал вместе с женой и младшим сыном Григорием в Невьянск, где начал свою службу в Вознесенской церкви. Здесь он пережил большое горе — после долгой болезни умерла жена, поддержка и опора, матушка Надежда. Ее похоронили за алтарем Вознесенского храма, могила сохранилась до наших дней. После этого в 1933 году отец Александр принимает постриг с именем Ардалион и полностью отдает себя служению Богу и Церкви. В 1934 году митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) наградил иеромонаха Ардалиона саном игумена — «за усердное служение Церкви Божией».
С 1936 по 1937 год он фактически возглавляет Челябинскую епархию, проявив в это время себя, как несгибаемый пастырь, готовый нести свой крест до конца: «Отец Ардалион вливал в нас дух бодрости, бичевал за пассивность служителей культа, где закрывают церкви, требовал усиленно отстаивать религию». Игумен Ардалион был возведен в сан архимандрита. В это же время он постоянно бывает в Невьянске, где в Вознесенской церкви служит его сын (чей подвиг исповедничества длинною весь XX век как будто не из реальности, не понимаешь, как человек все это вынес, сохранив достоинство и веру). Там, в Невьянске отец Ардалион и был арестован в начале января 1937 года.
Во время следствия шестидесятилетний священник стал единственным из десяти обвиняемых по делу, кто упорно не признавал своей вины. И это в то время, когда по статистике более 90 процентов подследственных, проходивших по церковным делам, давали признательные показания — мало кто выдерживал методы работы НКВД.
После приговора архимандрит Ардалион был отправлен в Архангельскую область в пересыльный лагерь города Котлас, который пользовался дурной славой: в лагере умирало так много людей, что их едва успевали хоронить. В Котласе отец Ардалион провел несколько месяцев, а затем был отправлен в Воркуту, где умер от истощения 29 июля 1938 года. «Исповедничество отца Ардалиона — это плод духовного пути, по которому он следовал в течение всей своей жизни. Любовь к Богу и ближним, молитва, ревность к богоугождению, деятельное исполнение евагельских заповедей всегда были главными для него, мученичество же явилось лишь венцом его святой жизни».