Мурзинка и Сретенская церковь
По преданию, название села Мурзинского происходит оттого, что до прихода русских на Средний Урал, здесь жил татарский мурза. Когда Ермак отправил отряд сподвижников разведать альтернативный тагильскому путь на восток, то этот мурза, собрав значительный отряд, разгромил русских разведчиков. Так был предопределен вариант движения Ермака в Сибирь по реке Тагил. В 1639 году на этом месте боярский сын Андрей Буженинов срубил острог и церковь, началась история Мурзинской слободы.
В 1668 году в районе Мурзинской слободы братья Тумашевы впервые на Урале находят значительные месторождения цветных камней, с этой находки, по словам академика А. Е. Ферсмана начинается минералогическая история России. Михаил Тумашев сообщил о находке в Москву и за это получил огромную по тем временам награду – 164 рубля. Брат Михаила, Дмитрий, отыскав самоцветы, сам отправился в столицу. Там произвел сильнейшее впечатление на весь царский двор, был принят самим Алексеем Михайловичем и получил от него разрешение на беспрепятственный поиск и добычу каменьев и руд на Урале и в Сибири. Слухи о замечательных находках братьев Тумашевых заставили многих крестьян пойти на поиски дорогих камней. Так началась история Самоцветной полосы Урала.
Поиск цветного камня все больше начинает определять хозяйственные занятия жителей слободы, с каждым годом Мурзинка становится все более зажиточным селением. Недаром еще в 1729 году здесь была построена каменная Сретенская церковь – четвертый по древности каменный храм Среднего Урала! Как и во многих селах Самоцветной полосы, церковь впоследствии украсили дорогими камнями, причем не только внутри, но и со стороны улицы (поясок ниш, в которых сверкали самоцветы, хорошо виден и сегодня). В окладе каждой иконы сияло несколько самоцветов, подаренных старателями по случаю удачных находок. Необычайно богато была украшена икона Параскевы Пятницы.
Церковный хор Мурзинского храма по преданию славился своими голосами, многие ценители пения специально из далека приезжали его послушать. Рассказывают, что девять колоколов храма служили не только для церковных звонов, но и для исполнения светской, плясовой музыки. В дни праздников организовывались целые концерты и состязания звонарей-любителей.
Каждый год в Мурзинке на площади перед храмом проводилось четыре ярмарки. Самая крупная приходилась на девятую пятницу после Пасхи, длилась она пять дней, съезжались на нее торговцы и покупатели за сотни верст. Приезжали и столичные гости, так как отличительной особенностью ярмарки являлась активная торговля самоцветами, выбор которых здесь был необычайно велик. Приезжали в Мурзинку писатели, художники, одним словом, деятели культуры. Художник А. К. Денисов-Уральский написал пейзаж села с видом Сретенского храма, пожалуй самое известное изображение Мурзинки.
В 1938 году Сретенский храм был закрыт, лишившись колокольни и купольного завершения. В 1973 году в здании храма разместили экспозиции минералогического музея, открытого еще в 1964 году стараниями И. И. Зверева, внука знаменитого горщика Данилы Зверева, прообраза Данилы Мастера из сказов Павла Петровича Бажова. Этот музей действует в здании бывшей церкви и в наши дни.
С 1912 по 1918 годы в храме служил священномученик отец Павел (Фокин), расстрелянный в ночь на 27 августа 1918 года у железнодорожной станции в городе Алапаевске за то, что не отступил от Церкви и не пошел на поводу у новых властей. Это святой покровитель села Мурзинка.
Почитаемая икона Параскевы Пятницы
Особо почитаемым чудотворным образом местными жителями считалась старинная икона Параскевы Пятницы, написание которой относят к началу XVIII столетия. Икона находилась в часовне на полях в окрестностях нынешнего села Кайгородского. Когда в часовне в начале XVIII века случился пожар, то икона чудесным образом не пострадала. Позднее ее перенесли в мурзинский Сретенский храм. Икона была помещена в специальный предел Параскевы Пятницы и постепенно обрела славу чудотворной, став своеобразным символом Мурзинки.
Местные горщики почитали Параскеву Пятницу за свою покровительницу (быть может, как Медной горы Хозяйку), дарили для украшения ее оклада лучшие камни из своих находок. Говорят, что в начале XX столетия даже без дорогих самоцветов оклад иконы из червонного золота оценивался в 10 тысяч рублей!
Икона привлекала в Мурзинку многочисленных богомольцев. Особенно много паломников прибывало в Мурзинку на время «самоцветной» ярмарки, к девятой пятнице по Пасхе. После литургии в этот день совершался крестный ход с иконой в деревню Южакову. А в шестую неделю по Пасхе ежегодно организовывался многолюдный крестный ход с иконой в Кайгородское, где она некоторое время пребывала.
После закрытия Сретенского храма в Мурзинке икону удалось спасти, образ был перенесен в Екатерининскую церковь в Алапаевске и до наших дней пребывает в этом старинном городе. В Алапаевском храме икона также особо почитается: об этом свидетельствуют многочисленные украшения, подаренные образу нашими современниками.
Священномученик Павел Фокин
Есть у Сретенского храма и свой святой покровитель. С 1912 года в церкви служил в качестве священника отец Павел (Фокин), который до того служил в разных храмах дьяконом и псаломщиком. Здесь в сентябре 1918 года он отслужил свою последнюю службу. После срыва мобилизации и отказа местного населения вступать в ряды Красной армии батюшка был арестован и отправлен в Алапаевск. Там после короткого разбирательства отца Павла расстреляли близ железнодорожной станции города. Алапаевская станция в те дни стала по настоящему кровавым местом — более 300 человек там было расстреляно всего за несколько месяцев
Храм во имя Архистратига Михаила
Несколько лет назад в Мурзинке воссоздали православную общину. Приспособлено здание под молитвенный дом, освященный во имя Архистратига Михаила.
Старейшие храмы Свердловской области
Все храмы Пригородного благочиния Тагильской епархии
Адрес: село Мурзинка Пригородного района, Декабристов, 14А