Петропавловский храм в Североуральске: дореволюционная история
Храм Петра и Павла в Североуральске построен в оригинальном стиле североуральского барокко и на сегодня является лучшим его образцом (еще один образец этого стиля, сохранившийся до наших дней, собор Иоанна Богослова в городе Карпинске). Развитие этого стиля связано с именем заводчика Максима Походяшина.
Если в центральной части Среднего Урала крупнейшими заводовладельцами до революции считались Демидовы и Яковлевы, то на севере региона – легендарный Максим Походяшин (1709 – 1781 годы). Его заводы при Екатерине Великой давали треть российской меди и значительную часть железа.
По преданию, Максим Походяшин рано лишился родителей, несколько лет жил в доме у брата, был неграмотным, а свою карьеру начал простым ямщиком. Местные легенды приписывают Походяшину внезапное обогащение, хотя историки говорят о постепенном его превращении в крупного промышленника. Якобы, однажды к будущему заводчику пришел один вогул, показал кусок медной руды и сказал, что знает место, где таких камней во множестве имеется. Но показать это место согласился лишь за 10 рублей, в ином случае грозился продать тайну другим. Походяшин в это время был беден, и потому просил подождать с оплатой за секрет. Но вогул требовал денег немедленно.
Тогда Походяшин предложил ему кумачовый сарафан своей жены, которую безумно любил. Этот сарафан Максим подарил супруге накануне, и это была в то время единственная дорогая вещь в походяшинском доме. Вогул не устоял перед ценной вещью и показал Походяшину прииск. Месторождение оказалось богатым, и Походяшин за счет этого открытия превратился в заводчика и стал миллионером.
Так якобы Походяшин и превратился в удачливого предпринимателя, основателя и владельца нескольких заводов. В Верхотурье, где он проживал, построил Походяшин огромный особняк на 30 комнат, где принимал самых важных гостей, в том числе сибирских губернаторов. А в будние дни то ли по привычке, то ли на показ из прихоти, одевался как простолюдин, ходил в армяке, кафтане с заплатами.
Говорят, после смерти горячо любимой жены Максим Походяшин очень тосковал, сильно сник. По преданию, именно тогда решил он в память о ней построить удивительный по архитектуре храм-памятник, с которого началась история североуральского барокко – Иоанно-Предтеченскую церковь в Покровском монастыре Верхотурья (ныне почти разрушен). Именно потому, утверждает легенда, и позднее, когда официально монастырь был закрыт, Походяшин продолжал помогать обители и поддерживал ее существование за свой счет. На протяжении 13 лет, вплоть до смерти, он практически ежедневно посещал любимый Иоанно-Предтеченский храм во время служб и просто в свободное время.
В 1767 году в этом же стиле начали строить каменные храмы в Богословском заводе (Карпинск) и Петропавловском (ныне Североуральск). Петропавловский храм поставили на берегу реки Колонги, все русло которой (как и реки Вагран, в которую Колонга впадает) ныне забетонировано на многие километры (для защиты подземных выработок). Нижний этаж был освящен в 1787 году в честь Казанской иконы Божьей Матери, а верхний — в 1798 году в честь святых апостолов Петра и Павла. Высота храма составляет почти 60 метров!
Священномученики Николай Удинцев и Аркадий Гаряев
У храма Петра и Павла в Североуральске есть свои святые покровители: священномученики Николай Удинцев и Аркадий Гаряев.
Отец Николай (Удинцев) служил священником в Североуральском храме Петра и Павла с 1894 по 1896 годы и в 1907 году. В 1894 году он был рукоположен в сан священника и североуральская церковь стала для него первой в этом качестве. Особо проявил себя на образовательной ниве в качестве учителя и миссионера, за что не раз был отмечаем и награжден. Последним храмом, где служил отец Николай, стал Вознесенский храм села Коптелово (ныне Алапаевский район), где 25 июля 1918 года отступавшие красноармейцы расправились с батюшкой прямо в алтаре церкви, подняв его на штыки.
Священномученик Аркадий Гаряев, в 1907 году был возведен в сан священнослужителя, став настоятелем церкви Петра и Павла (1907 — 1909 годы). Приход отца Аркадия вместе со всеми деревнями занимал самую большую в Екатеринбургской епархии территорию и отличался большим числом инородческого населения. Потому отцу Аркадию пришлось вести тяжелую и ответственную миссионерскую деятельность. И с этой трудной задачей и с духовной точки зрения, и с точки зрения организационной (тяжелые переезды) он справился. Работая здесь еще и преподавателем, и будучи от природы человеком вдохновенным, отец Аркадий часто писал стихи, которые отмечали современники. С 1914 года служил в качестве священника Никольской церкви села Боровского (ныне Курганская область), где в июле 1918 года прямо во время службы был арестован и вблизи села поднят красноармейцами на штыки. С тех пор овраг, где произошла трагедия носит название «Поповские ямы».
Недавно стала известной точная дата мученической кончины отца Аркадия. В бору отыскали место гибели священномученика, «Поповские Ямы», и там был установлен большой крест. В 1996 году у святого креста побывала вдова племянника царя Николая II Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Почитание отца Аркадия стало частью жизни прихожан боровской церкви и местного монастыря.
В 2002 году был прорыт ход к гробнице отца Аркадия. Из гробницы был аккуратно вынут один кирпич и все присутствовавшие увидели прекрасно сохранившийся сосновый гроб, покрытый местами облупившейся зелёной краской. При июльской жаре в течении двух недель от гроба исходило тонкое благоухание. На гробницу поставили икону святой Троицы и зажгли лампаду. Многие молились и прикладывались к святыне. По рассказам, одна женщина исцелилась от недуга.
Петропавловский храм в Североуральске в советские годы и наши дни
В советское время Петропавловский храм был закрыт в 1929 году, вновь освящен в 1989 году. Долгие 60 лет шло фактически разрушение уникального храма, хотя еще в 1960 году решением Совета Министров РСФСР он вошел в число памятников истории и архитектуры.
Сегодня главными святынями церкви является мироточивая главная храмовая икона Петра и Павла, особо почитаемые иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, а также старинное Евангелие 1735 года.
Прямо под Петропавловским храмом находится довольно крупная пещера — залы достигают в высоту восьми метров, а длина ходов — 370 метров. В конце прошлого века здесь произошла трагедия: в пещере заблудились и погибли местные подростки. После этого происшествия в 1999 году администрация города закрыла вход в пещеру решеткой.
Очень красивы гористые пейзажи северного Урала, на фоне которых Петро-Павловский храм смотрится особенно интересно, эти виды являются визитной карточкой североуральских мест.
Старейшие храмы Свердловской области
Все храмы Петропавловского благочиния Серовской епархии
Адрес: Североуральск, Советская, 34А