Краткая история Невьянского Богоявленского монастыря
В 1621 году архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан отправил на реку Нейву старца Серапиона из Соловецкого монастыря для обустройства в тех землях мужской обители и утверждения там православной веры. Так началась история Невьянского Богоявленского монастыря, поставленного Серапионом в нескольких верстах от устья Нейвы (ныне село Кировское Алапаевского района). К середине 1620-х годов обитель имела хорошие деревянные укрепления, за которыми находилось несколько келий и Богоявленский храм.
В отличие от Верхотурского Николаевского Невьянский монастырь не получал государственного довольствия. Основу его хозяйственной деятельности составляли земли, пожалованные царем. Среди монастырей Среднего Урала Богоявленский монастырь в истории был самым крупным землевладельцем. В первой половине и в середине XVII века ему были пожалованы земли в устье Нейвы и Режа, в верхнем течении Ницы, далее к югу земли с центром в селе Покровском (ныне село Артемовского района), еще южнее земли по реке Пышме (здесь центром стало современное село Новопышминское). Новые земли были не просто царским подарком: их приходилось осваивать и в хозяйственном и в духовном отношении, собирать здесь русских переселенцев из центральной России, вместе с ними возводить деревни и села, строить храмы, возделывать землю и все это под постоянной угрозой набегов враждебных кочевников из южноуральских степей.
Инокам приходилось быть не только просветителями, землепашцами и строителями, не раз они становились воинами, многие из них сложили головы, защищая веру, царя и Отечество. В XVII столетии монастырь и его земли не раз подвергались набегам кочевников. Потому и имел монастырь острожные укрепления, а среди иноков было правилом хорошее знание военного дела.
Из исторических документов известно, что в 1663 году отряд монахов Невьянской обители под руководством Давида, строителя Пышминской заимки, объединившись с казаками Арамашевской слободы, у реки Реж дали бой кочевникам, которые с огнем и мечом обрушились на русские поселения в Зауралье. После сражения враг ушел восвояси. Позднее в память о победителях на месте сражения была воздвигнута часовня с каменным крестом внутри. Местные жители из села Гостьково Алапаевского района до сих пор называют поле битвы «Побоищем». В 1930-е годы памятную часовню разрушили. Каменный крест долго лежал в овраге, пока местная жительница не установила его на могиле мужа.
Кроме того, что Невьянский Богоявленский мужской монастырь являлся важным форпостом русских на Среднем Урале, центром освоения среднеуральских земель, также, наряду с Верхотурским Николаевским и Туринским Николаевским монастырями, был важнейшим источником духовности и культуры в регионе. К примеру, здесь существовала своя иконописная традиция. Вероятно, Далматовская икона Успения Пресвятой Богородицы, позднее ставшая главным чудотворным образом на южном Урале, написана в стенах обители.
К началу XVIII века кочевники уже не могли серьезно угрожать среднеуральским землям, завершилось хозяйственное освоение земель монастыря, в 1711 году был построен второй храм — в честь святой великомученицы Екатерины. Но новые испытания ждали монастырь из-за начавшегося развития горнозаводской промышленности. На новых предприятиях ощущалась нехватка рабочих рук. Эту проблему решали путем приписки к заводам сел и деревень, в том числе и тех, что принадлежали Невьянскому монастырю. В начале XVIII века у монастыря в пользу Невьянского завода Никиты Демидова изъяты село Покровское и земли вокруг него, Пышминская монастырская заимка и деревня Курьи на реке Нице.
По реформе 1764 года Невьянский Богоявленский мужской монастырь постигла участь многих обителей России. Сначала он полностью лишился всех своих владений, а в 1783 году был упразднен. С ликвидацией монастыря, Екатерининскую церковь разобрали, перевезли в 1792 году в город Алапаевск и установили на кладбище, на берегу Нейвы (ныне это район металлургического завода). Из-за строительства Нейво-Алапаевского завода в 1832 году церковь перенесли на другое место. Здесь же у церкви образовалось новое кладбище (ныне старое кладбище Алапаевска).
В 1915 году из-за ветхости храм перестроили в камне. В 1918 году Екатерининскую церковь посещали Великие князья Романовы, среди них и Великая княгиня Елизавета Федоровна, находившаяся с 20 мая до 18 июля 1918 года в заточение в Алапаевске. Екатерининская церковь не закрывалась в XX веке. Именно поэтому храм сохранил свой первозданный вид с богатым внутренним убранством, много старинных намоленых икон, которые собирались здесь со всей округи после закрытия храмов.
Из остатков монастырских строений также были сооружены 4 часовни в деревнях около Алапаевска. Одна из них – часовня Илии пророка (Александра Невского) из села Останино ныне находится в Нижнесинячихинском музее-заповеднике.
На месте древнего монастыря сохранилось село Монастырское. В середине XIX века деревянный Богоявленский храм, принадлежавший монастырю, перестроили в камне. В XX столетии село Монастырское было переименовано в Кировское. Богоявленский храм в 1935 году закрыт, вскоре лишился венчаний, частично разобран. Ныне здание старинного храма возвращено верующим.
Абалакский Знаменский монастырь
По реформе 1764 года древний Невьянский монастырь в 1783 году был упразднен. В этом же году монахи Богоявленского монастыря со всем церковным имуществом, иконами переехали в село Абалак под Тобольском, где основали Знаменский монастырь. Началась история новой обители, которая становится самой известной в Западной Сибири, а главная святыня монастыря, икона Абалакской Божией Матери – наиболее почитаемой сибирской иконой.
Новая обитель сформировалась на основе уже построенного комплекса из трех церквей на месте решающей битвы дружины Ермака и войска Кучума. Этот храмовый комплекс берет начало с 1637 года после неоднократного чудесного явления образа «Знамения» Богородицы с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской. Тогда же по обету написана икона «Знамения», которая от своего новгородского прототипа отличается тем, что на Абалакской предстоят Николай Чудотворец и Мария Египетская.
С 1665 года установлен ежегодный крестный ход, когда чудотворная икона при огромном стечении богомольцев переносилась в Тобольск.
С образованием же нового монастыря, Абалакская обитель становится одним из самых крупных в Зауралье и Сибири паломнических мест. Каждый год в монастырь к чудотворному образу Божией Матери «Знамение» притекали тысячи паломников. Сохранились многие свидетельства благодатной помощи, явленой по молитвам верующих чудотворным образом. Стены обители помнят молитвы Григория Распутина, перед Абалакской иконой молился Николай II в 1891 году, будучи цесаревичем, во время своего кругосветного путешествия, и в 1917, в свое последнее Рождество Христово, будучи в тобольском заточении. В Благовещенскую церковь Тобольска, куда ходила на службы царская семья, к большому празднику из Абалакского монастыря специально по просьбе царской семьи была доставлена икона «Знамение».
После революции вместе с Белой Армией Абалакская икона покинула пределы России. До недавнего времени ее местонахождение было неизвестно. Лишь несколько лет назад появились сведения, что место пребывания чудотворной иконы – Покровский храм австралийского Сиднея, куда икона была перевезена генералом М. К. Дитерихсом.
В наше время стены древней обители, взявшей начало от Невьянского Богоявленского монастыря, возрождаются, восстанавливаются старинные храмы. Ныне здесь пребывает список Абалакской иконы, написанный в начале XX века, который также особо почитается.
Верующие уверены, что придет время, когда и первообраз вернется на родину, освятив стены древней обители.
Преподобный Далмат Исетский. Далматовский Успенский монастырь
Определенную роль Богоявленский монастырь сыграл и в освоении Южного Урала. В 1644 году в поисках пустынножительства инок Богоявленского монастыря Далмат, по преданию, сын одного из сподвижников Ермака, взяв с собой икону «Успение Богородицы», уходит в южноуральские степи и поселяется на высоком берегу Исети, у места впадения в нее реки Течи. Так началась история знаменитого Успенского Далматова монастыря, первого форпоста русских на Южном Урале, с которого началось хозяйственное и духовное освоение этой территории, берет начало город Челябинск.
Еще при жизни Далмат прослыл чудотворцем, после смерти был канонизирован, став одним из покровителей Уральской земли. Особенно почитали святого воины, перед отправкой в армию многие молодые люди специально приходили на могилу Далмата, чтобы получить его благословение. Ныне, после второго обретения, мощи святого покоятся в резной раке в Скорбященском храме Далматова монастыря. Коллекции Свердловского областного краеведческого музея и музея Невьянска принадлежат шишак и кольчуга, при жизни принадлежавшие святому Далмату, ныне они представлены в Скорбященском храме Далматовского монастыря.
Главной святыней самой известной на южном Урале обители была чудотворная Далматская икона Успение Пресвятой Богородицы, которую преподобный Далмат привез из Невьянского Богоявленского монастыря. Новый монастырь назван в честь этой иконы, также как и главный его храм. До революции тысячи паломников дважды в год массово собирались в монастыре 15 февраля, на день празднования иконы и 15 августа, в день Успения Богородицы.
После закрытия монастыря в 1920-е годы, монахи вывезли чудотворный образ за пределы обители, спасая его от поругания. На сегодня местонахождение иконы неизвестно.