Краткая история Кыртомского Крестовоздвиженского монастыря
Кыртомская община основана в 1871 году на территории современного Алапаевского района, на реке Кыртомка, которая впадает в реку Тагил. Ее возникновение связано с именем крестьянина Андрея Гавриловича Медведева (в будущем отца Адриана), который еще в 1860-е годы впервые появился в этом глухом и безлюдном месте, выкопал землянку и жил отшельником около года.
Затем с целью набраться духовного опыта он отправился в паломничество по святым местам России, несколько лет провел на святой горе Афон. После длительных странствий инок Адриан возвратился на берег Кыртомки, где на месте старой землянки построил избушку-келью.
Вскоре молва об отце Адриане как об опытном духовном наставнике прошла по многим окрестным селениям. Крестьяне потянулись в уединенную обитель за молитвой и наставлениями. Многие паломники, следуя в святой град Верхотурье, на время сворачивали с пути, чтобы посетить Медведевку, как часто называли в народе новую обитель. Нашлись и желающие поселиться рядом. Так началась история Крестовоздвиженского монастыря.
Вскоре молва об отце Адриане, как об опытном духовном наставнике, прошла по многим окрестным селениям. Крестьяне потянулись в уединенную обитель за молитвой и наставлениями. Многие паломники, следуя в святой град Верхотурье, на время сворачивали с пути, чтобы посетить Медведевку, как часто называли в народе новую обитель. Нашлись и желающие поселиться рядом. Так началась история Крестовоздвиженского монастыря.
Братия жили на полном самообеспечении: занимались растениеводством, у монастыря имелась водяная мельница, скотный двор, столярная мастерская, для продажи выделывали кожи, изготовляли валенки, деревянную посуду и мебель. Славилась обитель большой библиотекой. По некоторым сведениям, какое-то время здесь проходили перевоспитание люди, совершившие преступления. Это дело было тяжелой ношей для братии. Доказав свою жизнеспособность, Кыртомская община в 1893 году была преобразована в монастырь, отец Адриан стал первым настоятелем обители.
Важным событием в жизни общины стало освящение небольшой деревянной церкви в честь Воздвижения Креста Господня в 1891 году. В 1905 году этот храм был переосвящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в связи с сооружением второй церкви, которая стала главной. Новый Крестовоздвиженский храм освятили в 1899 году. По словам И. Д. Самойлова, это самый яркий в наших краях образец умения и таланта народных зодчих, сравнимый с шедеврами русского деревянного зодчества! Он был сказочно красив. Здание украшал редкий орнамент резьбы по кедровой древесине. Всего же над крышей возвышалось одиннадцать глав.
Главная историческая личность в истории обители — основатель и первый настоятель монастыря отец Адриан. В трудные годы становления обители он укреплял насельников в вере. По преданию, чтобы пообщаться с отцом Адрианом в Кыртомский монастырь не раз совершал паломничество Григорий Распутин, близкий друг царской семьи. Одним из послушников старца Адриана был Игнатий Кевролетин, будущий иеросхимонах Иоанн, в 2000 году прославленный в лике святых новомучеников и исповедников российских. Именно он в середине XX века стал главным хранителем православной веры в духовной столице Урала городе Верхотурье.
В час кончины Адриана братия горячо оплакивали почившего. Вся его подвижническая жизнь, до самой последней минуты, была для них уроком. Даже в предсмертные часы, когда силы отца Адриана крайне ослабели, он сохранял бодрость духа, принимал посетителей, шутил и был весел, пока не пришло время читать канон на исход души.
К 1917 году в обители проживало 27 монахов и 28 послушников. Монастырь действовал, оказывая благотворное духовное влияние на окрестное население, принимая тысячи паломников.
После разорения Кыртомской обители
После революции, в 1920-е годы монастырь был закрыт, а бывшие насельники разъехались по окрестным деревням. Опустевшие монастырские здания заняли лесозаготовители. Знаменскую церковь разобрали и распилили на дрова, а удивительный по красоте Крестовоздвиженский храм использовали под склад и магазин.
В 1960-х годах, когда лес вокруг бывшего монастыря вырубили, его территория перешла к Кировскому совхозу под покосы. 10 июля 1972 года в храме случился пожар. Деревянная сухая церковь вспыхнула и моментально сгорела дотла.
В середине 1980-х годов основатель и руководитель Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества И. Д. Самойлов разработал проект восстановления погибшего храма. Через год мастер П. А. Харлов выполнил этот проект в макете, в одну семнадцатую натуральной величины. Сегодня этот макет экспонируется в Нижнесинячихинском музее-заповеднике, в одной из музейных часовен.
Среди святынь Кыртомского Крестовоздвиженского монастыря каким-то чудом был спасен образ святого Иоанна Богослова, который с 1920-х годов хранился и передавался из поколения в поколение в семье одной местной жительницы. Эту икону женщина недавно принесла в восстанавливаемый храм во имя Святой Великомученицы Варвары в селе Махнево.
С 2011 года началось возрождение монастыря, заново отстроен Крестовоздвиженский храм, жилые и хозяйственные постройки.
Святые Кыртомского монастыря
Преподобноисповедник Иоанн (Игнатий Кевролетин) являлся насельником Кыртомского Крестовоздвиженского мужского монастыря с 1894 по 1902 год, был учеником и близким сподвижником настоятеля обители отца Адриана, который передал молодому иноку начала несгибаемой веры во Христа. Сразу после смерти старца Игнатий Кевролетин переходит в верхотурский Свято-Николаевский монастырь.
В дальнейшем вся жизнь Игнатия Кевролетина явилась ярким примером деятельного служения Христу в течение многих десятилетий, несмотря на многие испытания, выпавшие на его пути в советские годы: противодействия, угрозы, многолетняя ссылка. Игнатию Кевролетину принадлежит важнейшая роль того столпа, вокруг которого держалась в середине XX века православная община святого града Верхотурья. Именно благодаря ему свеча православной веры продолжала гореть в Верхотурье в тяжелые годы гонений на православную церковь.
Отец Игнатий умер 27 января 1961 года. Перед самой кончиной он принял схиму с именем Иоанн, в память евангелиста и ученика Господня Иоанна Богослова. Похоронили старца возле Успенской церкви. В 1993 году прах отца Иоанна перенесли с городского кладбища в Свято-Николаевский монастырь. 27 декабря 2000 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви он был прославлен в лике преподобноисповедника.
Преподобномученик Каллист (Косма Мокиевич Опарин) с 1912 по 1913 годы являлся насельником Кыртомского Крестовоздвиженского мужского монастыря, где нес послушание печника. Большую же часть своей иноческой жизни провел в стенах Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье. В октябре 1918 года отступающие красноармейцы, обыскивая в поисках ценностей храм на Актае, схватили монахов Каллиста и Иакинфа, обвинив в разведывательной деятельности. На железнодорожной станции Карелино перед пассажирами предложили им отречься от Христа в обмен на жизнь и свободу. Монахи отказались и были расстреляны 30 октября 1918 года близ этой станции. В июле 2002 года преподобномученики Каллист и Иакинф причислены к лику святых.