Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» Реж (материал находится в работе)
История храма Петра и Павла в Полевском
Храм Петра и Павла в Полевском (Кологойды, 3) — старейший храм города. Церковь необычна для Среднего Урала своим внешним видом: имея особенности сразу нескольких стилей. К примеру, в ее оформлении прослеживаются формы неоготики. Первоначально Петропавловская церковь была деревянной, ее построили в 1731 году. Через 40 лет обветшавшее здание решили перестроить в камне. На это дал разрешение новый хозяин Полевского завода А. Ф. Турчанинов.
В 1772 году были приглашены каменщики из Устюга и Соликамска, которые приступили к строительству новой церкви. Однако строительство преследовали неудачи. Во время строительства произошло проседание грунта, и незавершенный храм пришлось разобрать. Стройку заморозили на 14 лет. В 1786 году вновь приступили к возведению храма, но тут умирает хозяин Полевского завода Турчанинов, строительство снова оказалось под вопросом. Наконец вдова покойного все же решает довести начатое строительство до конца. В 1793 году храм был освящен.
Во второй четверти XIX века храм был расширен, проект реконструкции выполнил известный уральских зодчий Малахов.
В 1930-е годы началось методичное закрытие всех храмов Полевского и окрестностей. Петропавловский храм был закрыт самым последним. Как правило, при закрытии использовали стандартную схему: донос, арест священника, а нет службы — значит и храм не нужен. Так вот храм Петра и Павла верующие легко не отдали: взамен арестованного батюшки быстро находили нового. И так, говорят, не меньше десяти раз. До 1941 года держался храм Петра и Павла. После закрытия в нем разместился заводской цех, а с 1965 года — автовокзал. Лишь в 1991 году было принято решение о передаче храма верующим.
Местные предания о сокровищах храма Петра и Павла
В 1965 году, когда здание церкви переделывали под автовокзал, было приказано выкопать яму под туалет в восточной части храма. При рытье наткнулись на старинную могилу, в которой находилось много серебряных вещей. Чего греха таить — каждому захотелось что-то на память унести, хотя и просили работники милиции вернуть вещи.
Как-то играли ребята на куполе под крышей и наткнулись на необычные предметы. Видимо, у кого родители поумнее были, прибрали их и говорить об этом строго-настрого запретили. Парнишка один долго таскал на цепи ножик. Уже после армии, женившись, рассказал жене об этом случае. Съездили в город к специалистам — а она из золота, высшую пробу поставили. Так что не зря, видимо, вся церковь была каелкой-то разворочена. Искали богатства, да, видать, не в тех местах.
А дело вот в чем было. По всей стране громили церкви, и здесь в 1931 году взорвали храм Вознесения Господня. В 1941 году закрыли и храм Петра и Павла, а затем стали его грабить, растаскивать церковное имущество. Храм был опечатан, но оттуда исчезли колокола, снятые с колокольни. Сколько ни пытались их найти, ничего не вышло. Хотя многие догадывались, что это верующие спрятали и бронзовые фигуры ангелов, стоявшие у входа, да драгоценности, наверное, припрятали до лучших веремен.
Доверенные лица последнего батюшки Дергачева решили спрятать до лучших времен самое что ни на есть ценное — колокола. Дороги они, потому что всем миром собирали серебро и золото на их изготовление. По всему церковному округу они считались самыми лучшими, с малиновым звоном. Да и как им не было петь, если весь православный люд — купцы, заводчик, служащие, рудобои, углежоги — все, кто мог, вложили в них свою лепту.
Как поведал старый краевед, в этой тайной работе принимало участие семь человек. Дело было крайне опасным, и женщин в него не посвящали не под каким предлогом. Работали по ночам. Вскрыли пол, землю в корзинах носили на чердак, поднимаясь по винтовой лестнице, к утру пол мыли. И так продолжалось много ночей подряд. Когда работа по укрытию ценностей была позади, началась новая каторга — с верхотуры землю относили вниз, утрамбовывали золой и поливали водой.
Кто только не искал эти драгоценности! Были попытки проникнуть и в подземелья церкви, но там заблаговременно сделали обвалы со стороны плотины и весовой, что была на базарной площади. В 1937 г. весовая была сожжена, а вход в подвалы завалили мусором.
Храм Петра и Павла построен в форме креста. В южной его половине и был спуск в тело плотины, где спрятали колокола. В северной части храма, под столом для отпевания покойных, был спуск в подземный ход, выводивший на базарную площадь.
Всех кладоискателей интересовало только одно — нажива, и никто из них до сокровищ, оставленных потомками, не добрался.
Храм во имя Святой Троицы
Каменный однопрестольный храм во имя Святой Троицы был заложен в поселке Северском (ныне район Полевского) в 1811 и освящен в 1816 году (Розы Люксембург, 2). При строительстве церкви использовали сочетание стиля барокко и классицизма. По прошествии более чем полувека количество прихожан увеличилось, потому в 1872 году было принято расширить храм двумя приделами. В 1887 году освятили южный — в честь Преображения Господня и северный придел — в честь Воздвижения Честного Креста Господня.
В 1931 году Троицкий храм закрыли. Началось его переустройство под клуб: в результате этого были разобраны венчания церкви. С 1961 года клуб становится городским Дворцом пионеров.
В 1991 году часть помещения бывшего храма передали верующим, а в 1996 году Церкви было возвращено всё здание. В 1991 году в честь Пресвятой Троицы освятили переданный тогда верующим южный придел, а 13 июля 2001 года освятили центральный придел в честь Воздвижения Креста Господня.