Камышлов: история и достопримечательности

Вид на Покровский собор с противоположного берега Пышмы
Вид на Покровский собор с противоположного берега Пышмы. Фото Алексея Рычкова

Экскурсия подготовлена для Вас турфирмой «Малыш и Карлсон» из города Реж

«Крепость» на южных рубежах

У каждого города, как и у человека, есть свое предназначение, свое призвание. Большинство городов на Среднем Урале с начала своей истории и до наших дней являлись заводским центрами — городами-мастеровыми. Но есть города и с другими судьбами. Общие черты можно проследить в истории Ирбита и Камышлова.

Памятник основателю Камышлова Семену Будакову у Покровского собора
Памятник основателю Камышлова Семену Будакову у Покровского собора. Фото Алексея Рычкова

Расселение русских крестьян на Среднем Урале происходило с севера на юг, так как на южных территориях кочевники оказывали переселенцам большее сопротивление. Продвигаясь с севера от Верхотурья вдоль восточного склона Уральских гор, русские закрепляются вдоль рек текущих с запада на восток. Сначала ставятся поселения-слободы с деревянными крепостями-острогами, а вокруг них уже селятся крестьяне, возникают деревни. Такие слободы были основаны — чуть раньше, в 1631 году, в северном Ирбите, в 1668 году — в Камышлове. Таким образом, первое призвание Камышлова, как и Ирбита, это профессия воина, первопроходца, администратора для окрестных деревень.

Известно имя основателя Камышевской слободы — это Семен Будаков. К 1679 году он закончил строительство острога на реке Камышловке для «оберегания от калмыцких и башкирских воинских людей». В память об основателе города, славном начале истории Камышлова рядом с Покровским собором установлен памятник.

Заповедник старинной архитектуры

Бывшая земская управа, ныне администрация города и района

Здание женской гимназии

Во второй половине XVIII столетия Бабиновская дорога с европейской России через Верхотурье в Сибирь стала анахронизмом. Южные территории были уже освоены, здесь появилось множество заводских поселений: потому взамен Бабиновской дороги был проложен новый — Сибирский тракт. В 1763 году он прошел через Камышевскую слободу. Многим селениям тракт дал настоящий импульс к росту и развитию. Но пожалуй лучше всех этим преимуществом на Среднем Урале воспользовался Камышлов. Здесь возник крупный хлеботорговый центр Зауралья, поставляющий зерно и муку по всему Уралу и в Сибирь. Хлеботорговля потянула за собой попутные производства и промыслы. А в Ирбите еще с XVIII века развивается знаменитая ярмарка, которая к этому времени приобрела статус всероссийской.

Купеческий особняк
Бывшая городская управа

Последствия не замедлили сказаться. В 1775 году Ирбит получает статус города, в 1781 году этот статус получает и Камышлов. Тот и другой меняют военную профессию на купеческую. Кстати до революции на всем Среднем Урале городов было всего 7. Кроме названных — самые первые Верхотурье и Туринск, в одно время с Ирбитом и Камышловом городами стали Екатеринбург, Красноуфимск и Алапаевск.

Купеческий особняк
Купеческий особняк с лавкой на первом этаже

В капиталистическом XIX столетии Камышлов получил еще одно преимущество — через город прошла Сибирская железная дорога. Существует легенда, что камышловские купцы дали взятку вышестоящему начальству, чтобы железная дорога прошла именно через Камышлов. На карте хорошо видно, что железная дорога около города делает изгиб к Камышлову. С тех пор большая часть торговых караванов на знаменитую Ирбитскую ярмарку добиралась через Камышлов.

Лавка и дом купца Терентьева
Дом купца Бойцова

Торговое развитие Камышлова и Ирбита привело к большому каменному строительству в этих городах в XIX — начале XX столетий, недоступному для большинства среднеуральских селений того времени. Разнообразные по своей архитектуре и украшениям строения стали частью облика этих городов. Классицизм и модерн, детали средневековых стилей, фантазии эклектики — все это вошло свое воплощение на улицах Камышлова и Ирбита. Среди малых городов Среднего Урала таких примеров больше не найти. Для любителей старой провинциальной архитектуры советуем найти время прогуляться по центральной части этих старых городов, заглянуть во дворики и самостоятельно сделать свои открытия.

Иконописная мастерская Фалалеевой
Мезонин и башенка иконописной мастерской

Представляем Вашему вниманию карту, где обозначены далеко не все архитектурные достопримечательности Камышлова, но хорошо видны основные направления для предполагаемых прогулок. Карта достопримечательностей города Камышлов

Покровский собор в Камышлове: не было бы счастья, да несчастье помогло

Покровский собор является главным символом города Камышлова, хорошо знаком жителям Урала благодаря тому, что его изображение украшает этикетки местной, хорошо известной минеральной воды «Обуховской». Но кроме всего прочего, Покровский храм один из самых выдающихся храмов, построенных в XIX столетии на Среднем Урале. Весьма необычна история его строительства.

Этикетка с изображением Покровского собора на бутылке с минеральной водой «Обуховская»

Собор за свою историю не раз закрывался и перестраивался. Возведение храма началось в 1821 году, в его проектировании принимал участие известный уральский архитектор М. П. Малахов. К 1828 году храм выстроили в классическом стиле. По традиции, берущей начало на Среднем Урале еще в первой половине XVIII века, храм был двухэтажным с вытянутым трехчастным объемом. Огромный резной иконостас в главном алтаре шестипрестольного храма был изготовлен в мастерской известного московского мастера Степана Голышева.

Но из-за ошибок при строительстве уже в 1833 году произошло обрушение потолка, и службы в храме приостановили. Лишь в 1858 году завершили реконструкцию, собор приобрел новое купольное завершение, которое было выполнено уже не в классическом стиле, а в модном тогда эклектичном стиле с преобладанием «русских» элементов.

Покровский собор в конце XIX века до перестройки колокольни
Покровский собор в конце XIX века до перестройки колокольни

Но позднее новая напасть. В статье за 1887 год по этому поводу написано: «надо думать, что строители спешили с работой: колокольня собора заметно покосилась и угрожает падением, на что не мешало бы обратить внимание кому следует».

В результате, в 1890 году колокольня была заново перестроена и приобрела неповторимый на Среднем Урале, хорошо запоминающийся рисунок. Новая колокольня воплотила в себе черты сразу нескольких архитектурных стилей. Здесь можно увидеть и элементы русского стиля, и готики, и даже архитектуры Ренессанса. Таким образом, столь долгое строительство храма привело к воплощению в его облике многих стилей и архитектурных направлений. Но сочетаются они настолько органично, что получился оригинальный, запоминающийся и гармоничный храм, один из лучших на Среднем Урале.

Покровский собор в Камышлове в первой половине XX века

У самых истоков возрождения православия

Как и многие церкви в 1932 году Покровский храм был закрыт. Через некоторое время в здании собора местная швейная фабрика устроила склад, еще позднее здесь начал работать кинотеатр. В 1983 году, еще у самых истоков возрождения православных общин в стране, в Камышлове образуется Покровская община, самая первая за 30 лет на территории Свердловской области.

Молитвенный дом Сорока мучеников Севастийских, действовал с 1984 по 1991 годы
Молитвенный дом Сорока мучеников Севастийских, действовал с 1984 по 1991 годы

Чтобы отвязаться от православных бабушек-просительниц, власти разрешили им купить маленький домик на окраине возле кладбища (в районе нынешней церкви Сорока мучеников Севастийских). В этом домике была оборудована первая при советской власти в Свердловской области со времен Хрущева настоящая действующая церковь, освященная в честь Сорока мучеников Севастийских.

Камышлов: храм Сорока мучеников Севастийских
Камышлов: храм Сорока мучеников Севастийских. Фото Александра Шатунова

От этого маленького храма ведут свою современную историю Покровский собор и церковь Сорока мучеников Севастийских.

Новое рождение Покровского собора

Покровский собор в Камышлове
Покровский собор в Камышлове. Фото Алексея Рычкова

Возрождение же собора с 1987 года стало возможным благодаря вмешательству представителей французского посольства. А дело было так. Священник вновь открытого в Камышлове прихода отец Валерий Шилов с двумя духовными сестрами поехал в Москву. Там они смогли передать через французское посольство прошение с многочисленными подписями прихожан о возврате верующим Покровского собора. Только таким образом, через международные каналы, советские власти вынуждены были отдать собор верующим Камышлова (случай на Среднем Урале в то время уникальный). 1 августа 1987 года состоялся первый субботник у здания Покровского собора. Официальная передача собора Церкви состоялась в 1990 году, в этом же году храм был освящен.

Покровский собор в Камышлове
Покровский собор в Камышлове. Фото Алексея Рычкова

В Покровском соборе очень хорошо сохранились старинные фрески. Эти росписи заслуживают особого внимания. Сегодня среди святынь храма верующие отмечают особо почитаемую икону святителя Тихона, епископа Амафунтского, которая чудесным образом была возращенная после долгого закрытия храма. Также в храме пребывают иконы с частицами мощей святого праведного Симеона Верхотурского, святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.

Храм Михаила Черниговского

Интересна история Князь-Михайловской церкви, которая до революции действовала при детском приюте. Сегодня это здание занимает педагогический колледж, над строением которого по сию пору сохранились купола и колокольня храма.

Бывшая Князь-Михайловская церковь при детском приюте в начале XXI века
Бывшая Князь-Михайловская церковь при детском приюте в начале XXI века

Одна из легенд рассказывает, как екатеринбургский купец М. Рожнов возвел в 1894 году приют и церковь. У любвеобильного миллионера при загадочных обстоятельствах погибает любовница. В ярости Рожнов обвиняет в убийстве свою жену, которую осудили и отправили на поселение в Сибирь. Вскоре купец одумался, добился свидания с женой, которая в это время содержалась в Камышлове, по дороге в Сибирь, и стал молить о прощении.

Несчастная ответила, что простит супруга при одном условии: здесь в Камышлове на пустыре, на который выходили окна ее темницы, для несчастных сирот купец должен построить приют и церковь.

Купола Князь-Михаиловской церкви после реставрации в наши дни
Купола Князь-Михаиловской церкви после реставрации в наши дни. Фото Алексея Рычкова

Сегодня существует проект возрождения храма.

Четыре святых Камышлова

С городом Камышловом и его окрестными селами связаны судьбы девяти святых — уральских священномучеников. Это редчайший на Среднем Урале пример, с которым во всей митрополии за пределами Екатеринбурга могут сравниться лишь города Верхотурье, Каменск-Уральский и Артемовский. Четверо из девяти священномучеников связаны с историей непосредственно Камышлова.

Диакон Георгий Бегма после окончания духовного училища в 1905 году начал служение в Церкви в качестве псаломщика Покровского собора города Камышлова. Позднее служил в разных храмах, был зверски убит в июле 1918 года на станции Синара. Причислен к лику святых в 2002 году.

Вид на Камышлов из Заречной части города
Вид на Камышлов из Заречной части города. Фото Алексея Рычкова

Еще один священномученик, связанный с историей Покровского собора — отец Сергий Увицкий. С 1913 года он служил ректором в Камышловском духовном училище. С 1918 года с небольшим перерывом до 1920 года являлся настоятелем Покровского храма. Арест в июне 1920 года прервал его служение. В 1930 году он вновь был арестован и приговорен к 5 годам лагерей, где умер в 1932 году в лагере на Беламорканале. В 2010 году был причислен к лику святых.

Бывшее здание духовного училища, связанное с именем отца Сергия Увицкого, находится совсем недалеко от Покровского собора (смотрите на карте выше), по адресу улица Карла Маркса, 23. Ныне в нем находится отделение центральной районной больницы. В 1914 году в училище преподавал в будущем известный уральский писатель П. П. Бажов.

Покровский храм на закате. Фото Алексея Рычкова
Покровский храм на закате. Фото Алексея Рычкова

Священник Василий Милицын единственный среди священномучеников, чьи судьбы связаны с Камышловом, принял смерть непосредственно в Камышлове. Образование он получил в Камышловском уездном училище. В дальнейшем служил в разных приходах, в том числе и Камышловского уезда. Здесь его и застала гражданская война. Летом 1918 года, во время развязанного большевиками «красного» террора, был схвачен, доставлен в Камышлов и здесь расстрелян среди десятков других жертв. Причислен к лику святых в 2002 году.

Отец Николай Бирюков — еще один священник, причисленный к лику святых, связан с историей Камышлова. Несколько лет в 1880-е годы он служил тогда еще псаломщиком во Всехсвятском храме села Закамышловского (ныне район в черте города).

Старинные храмы в окрестностях Камышлова. Камышловский краеведческий музей

В окрестностях Камышлова с конца XVIII века было построено немало красивых интересных храмов, представляющих разные направления архитектуры. Увы, большинство из них в XX столетии были разрушены или сильно изуродованы.

Христорождественская церковь в селе Калиновское
Христорождественская церковь в селе Калиновское. Фото Алексея Рычкова

Самый древний на Камышловской земле каменный храм был построен в стиле петровского барокко в селе Калиновском к 1787 году. Сегодня от былого величия сохранился лишь двухэтажный остов без купола и колокольни. Но в последние годы началось медленное возрождение храма.

Село Никольское: Сретенский храм
Село Никольское: Сретенский храм. Фото Алексея Рычкова

Классицизм в чистых формах на Среднем Урале довольно редкое явление, особенно с учетом разрушенных храмов. Лучшим образцом такого стиля в окрестностях Камышлова является Сретенский храм в селе Никольском. Еще один образец классического стиля — Троицкий храм в селе Захаровском, ныне его восстанавливают.

Село Захаровское: храм Троицы Живоначальной
Село Захаровское: храм Троицы Живоначальной. Фото Алексея Рычкова

Оригинален даже в масштабах всего Среднего Урала храм Боголюбской иконы Божией Матери, что в селе Галкинском близь Камышлова. Храм был построен в 1840-х годах. В своей архитектуре Боголюбская церковь сочетает элементы классического и русского стилей. Возможно, это лучший на Среднем Урале храм, воплотивший в своем облике единство этих архитектурных стилей. Стройная пятиглавая церковь с вознесшимися на высоких барабанах традиционных для России луковичных куполах действительно впечатляет.

Боголюбский храм в Галкинском
Боголюбский храм в Галкинском
Боголюбский храм с северной стороны
Боголюбский храм с северной стороны

Другие примеры эклектичного стиля представляют Вознесенский храм в селе Раздольном и Симеоновский — в Обуховском.

Село Раздольное: храм в честь Вознесения Господня
Село Раздольное: храм в честь Вознесения Господня. Фото Наталии Женишек

Посмотреть, как выглядели храмы Камышловской земли сто лет назад, можно посетив экспозицию Камышловского краеведческого музея (Камышлов, Гагарина,9), где представлены макеты старых камышловских храмов. Рекомендуем!

Макеты старинных храмов Камышловского уезда
Макеты старинных храмов Камышловского уезда в местном музее

Пять святых Камышловского района

С Камышловским районом связаны судьбы пяти священномучеников! С 1908 по 1911 годы псаломщиком Христорождественской церкви села Реутинского служил Иоанн Вишневский, расстрелянный в 1920 году. Храм в годы советской власти был разрушен.

Богоявленский храм в Кочневском до начала его реставрации
Богоявленский храм в Кочневском до начала его реставрации. Автор фото Медведев Алексей

С Богоявленским храмом села Кочневского связаны судьбы сразу двух святых. С 1888 по 1904 годы священником в храме служил отец Петр Корелин, а с 1909 по 1911 годы в качестве диакона — Константин Лебедев. Богоявленский храм в Кочневском в советские годы был перестроен, к нашему времени сильно обветшал, но сейчас восстанавливается.

Никольский храм в Куровском на закате солнца. Фото Алексея Рычкова
Никольский храм в Куровском на закате солнца. Фото Алексея Рычкова

С 1888 по 1896 год священником Никольского храма села Куровское служил будущий священномученик отец Стефан Луканин. Сегодня куровский храм находится в опустошенном состоянии, но здание пока сохраняет основные черты облика церкви. В здании хорошо сохранились фресковые росписи. Несколько необычна архитектура храма. В 1840-е годы он был построен в обычном тогда классическом стиле, двухэтажный с вытянутым объемом. Но спустя 20 лет храм расширили: вокруг голокольни образовался большой кубический притвор, что придало храму несколько необычный вид.

Священномученики Константин и Александр Поповы
Священномученики Константин и Александр Поповы. Икона из Свято-Троицкого собора Екатеринбурга

С 1888 по 1892 годы псаломщиком Сретенского храма в селе Никольском (том самом, что построен в классическом стиле, смотрите выше) служил будущий священник новомученик Константин Попов, зверски убитый в кровавое лето 1918 года. В Сретенском храме хорошо сохранились старинные фресковые росписи.

Все храмы Камышловского благочиния Каменской епархии

Интересное