Экскурсии по Екатеринбургу: вокруг вокзала

Экскурсию представляет турфирма «Малыш и Карлсон» (город Реж)

Вокзал       

            Говорят, строительство железной дороги в сторону Екатеринбурга, а значит и железнодорожного вокзала, ускорила трагедия на реке Чусовой, которая случилась в 1877 году. До того Чусовая являлась главной артерией, связывавшей Средний Урал с центральной Россией. Основную опасность для тех, кто организовывал сплавы представляли чусовские бойцы — прибрежные скалы. Рассказывают, что в 1877 году боец Разбойник уничтожил 23 барки, в результате погибло более ста человек. Это событие по преданию и стало убедительным аргументом в пользу немедленного строительства железнодорожной магистрали в сторону Екатеринбурга.

            В 1878 году дорога со стороны Перми была проложена. Говорят, первое время расписание поездов было составлено таким образом, чтобы все пассажирские составы от Перми до Екатеринбурга следовали в ночное время, якобы для того чтобы пассажиры не убоялись больших высот и крутизны во время пересечения Уральских гор и, не дай Бог, не наделали паники.

            Первый Екатеринбургский вокзал был построен по пректу архитектора П. Шрейбера в сказочном старорусском стиле, по замечанию Д. Н. Мамина-Сибиряка по красоте с ним не могли сравниться даже столичные вокзалы. Основным этот вокзал оставался до 1914 года, когда по проекту К. Т. Бабыкина, подарившего городу здания оперного театра и филармонии, восточнее было построено более просторное здание. С тех пор старый вокзал становится «воинским», почти столетие он служил для перемещения военных. Лишь в начале XXI столетия здесь организуется музей железной дороги. Интерес вызывают скульптуры перед зданием музея, которые отображают представителей самых разных железнодорожных профессий.

            В 1930-е годы здание бабыкинского вокзала надстраивается, а в 1950-е годы расширяется, получив новое оформление в стиле сталинского классицизма. Сегодня именно это здание выходит на Привокзальную площадь. В его оформлении наибольший интерес вызывают фресковые росписи, которые отображают важнейшие события среднеуральской истории. Любопытно, что на одной из вресок изображен захват шпиона Гарри Пауэрса, сбитого у Екатеринбурга 1 мая 1960 года. Говорят, разрывы ракет жители Свердловска наблюдали прямо с Первомайской демонстрации. Этот инцидент стал прологом Карибского кризиса. Рассказывают, что уж очень нравится эта фреска иностранцам, особенно англоязычным гражданам, их даже специально водят по зданию вокзала, как по картинной галерее, оставляя на десерт Гарри, который приводит их в полный восторг.

            С этим вокзалом связаны судьбы миллионов людей: совсем неизвестных и знаменитых. Кто-то стремился здесь оказаться, а для кого-то встреча с Екатеринбургским вокзалом была нежелательной. К примеру, Александр Демьяненко, знаменитый «Шурик», учась в ГИТИСе, постоянно стремился в родной Свердловск, то ли к невесте, то ли к родным или просто из-за скуки по Уралу. Говорят, прямо посреди занятия поднимал руку и просил: «Можно выйти?» Выходил и уезжал в любимый Свердловск. Даже исключить за прогулы будущего актера хотели, лишь заступничество профессора Иосифа Раевского спасало.

            А вот Леонид Ильич Брежнев Свердловский вокзал не любил, впрочем, не сам вокзал, а город. Дело в том, что, будучи молодым, он начал свою карьеру в качестве землеустроителя на Среднем Урале, сначала в Михайловске, затем в Бисерти, а в начале 1930 года Леонид Ильич, став заместителем начальника Уральского Окружного Земельного Управления, перебрался в Свердловск. Но здесь стремительный карьерный рост Брежнева был прерван: в конце года его по какой то причине начинают вызывать на допросы в ГПУ. Говорят, быть может мягкий от природы Леонид Ильич не смог проявить жесткость и «принципиальность» в самый разгар коллективизации и раскулачивания, неизвестно. Но по семейным преданиям, допрашивали Брежнева жестко, попался какой-то истеричный следователь, который бил его, «возможно даже ногами». По крайней мере, племянница Брежнева, Любовь, вспоминала о разбитых после допросов дядиных губах. Слава Богу, год был не 1937, бросив все: карьеру, часть вещей, даже партбилет, Леонид Ильич из крупного чиновника превратился в студента, затем в рабочего в родном Каменском на Украине, карьеру пришлось начинать заново. Говорят, Свердловск оставил в сердце Брежнева неизгладимое впечатление. Рассказывают, что во время своих железнодорожных перемещений по стране, он любил делать остановки в областных центрах и, прогуливаясь по перрону вдоль состава, беседовать с первыми секретарями обкомов партии. Так вот, Свердловск был исключением, Леонид Ильич дал указание составлять расписание его поездов так, чтобы проезжать этот город ночью. 

            А сколько пассажиров на Екатеринбургском вокзале испытали чувство досады, не сумев приобрести нужный билет. Вот так однажды в декабре 1949 года в поисках выхода из ситуации метался по вокзалу Владимир Мотыль, в будущем создатель легендарного фильма «Белое солнце пустыни». Дело в том, что после окончания Уральского театрального института он начал карьеру режиссера в Ирбитском драмтеатре. Однажды в юбилей Сталина его назначили дежурным по театру. Но, несмотря на запрет, Мотыль решил по быстрому съездить в Свердловск, поздравить с днем рождения дочку. Съездил, поздравил. Но на обратную дорогу в этот день поезда до Ирбита не оказалось. Узнал, что можно попробовать добраться через Егоршино. До Егоршино Мотыль доехал, как и все, в пассажирском вагоне, а вот оттуда продолжил путь в товарняке. Декабрьской студеной ночью, прячась на полустанках от обходчиков, Мотыль чуть Богу душу не отдал, пока товарный состав до Ирбита тащился. Промерзший влетел в театр, не опоздал, но директор Глеб Немирович-Данченко, племянник основателя МХАТа, все равно подписал приказ об увольнении.  

            В 1990-е годы к основному зданию Екатеринбургского вокзала с запада был сделан беломраморный пристрой. В его оформлении интерес вызывает зимний сад с фонтаном и мини-прудом. С ним также связаны пусть немногие интересные события. К примеру, в 2001 году здесь снимался фильм «Привет, Малыш», где в главной роли сыграл Алексей Маклаков, в будущем прапорщик Шматко из сериала «Солдаты». На вокзале и вокруг него разворачивается значительная часть сцен этого фильма.

Арестовал царя

            Одним из тех, кто в начале XX столетия ратовал за расширение екатеринбургского вокзала и строительство бабыкинской его части (основного корпуса современного вокзала) был А. А. Бубликов. Александр Александрович потомственный железнодорожник, после окончания Петербургского института инженеров путей сообщения служил начальником по изысканиям на железной дороге Москва – Казань – Екатеринбург. В это время принимается решение о расширении екатеринбургского вокзала. В 1912 году на заседании Екатеринбургской городской думы Бубликов был избран почетным гражданином города за то, что пожертвовал личные средства на учреждение лаборатории при Уральском горном институте. В этом же году благодаря жителям Екатеринбурга он становится депутатом Государственной Думы, защитником интересов города в различных центральных министерствах. В январе 1917 года он добивается в Министерстве путей сообщения согласия открыть в Екатеринбурге Институт инженеров путей сообщения, тем самым став родоначальником «железнодорожного» образования в городе.

            Всероссийская слава Бубликов оказалась яркой, но мимолетной. Во время Февральской революции он взял в свои руки контроль над всем железнодорожным транспортом страны. Именно Бубликов заблокировал движение царского поезда, лишив Николая II последней возможности двигаться, действовать. По мнению многих историков и исследователей, в частности А. И. Солженицына, если бы не революционные действия Бубликова, император еще мог бы сопротивляться, повернув историю страны в иное русло. Через несколько дней в начале марта 1917 года именно А. А. Бубликов возглавил делегацию, которая произвела арест Николая II в Могилеве и препроводила его в Царское Село, где началось длительное заточение царской семьи, закончившееся в Екатеринбурге. Именно этот арест окончательно вывел императора с политической сцены истории.        

Едва царя не убили

            Как известно, в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего российского императора Николая II. На вокзал царский поезд прибыл ранним утром 30 апреля 1918 года. Несмотря на ранний час и отсутствие официальной информации о перемещениях царской семьи, откуда-то в городе распространился слух о точном времени приезда царственных узников. Говорят, поезд поставили на пятом пути. Вокруг собралась огромная толпа народа, во всех своих бедах винившая царя и царицу, готовая тут же на вокзале совершить самосуд над пленниками. По рассказам, народ начал требовать вывести бывшего царя и показать им, все чаще раздавались угрожающие крики: «Задушить их надо! Наконец-то они в наших руках!» Вокзальная охрана видимо сочувствовала толпе и вяло сдерживала разъяренных людей, которые постепенно надвигались на состав. Говорят, что вокзальный комиссар фактически стоявший во главе толпы, кричал: «Выводи сюда Романова, я ему в рожу плюну!» Начальнику поезда комиссару Яковлеву, отвечавшему за безопасность царской семьи, пришлось для острастки поставить на изготовку пулеметы. Но тот же вокзальный комиссар пообещал выставить против пулеметов артиллерийские орудия, стоявшие на платформе. Хорошо начальник станции во время сообразил, подав на соседний путь товарный состав, и тем самым отрезав от толпы царский поезд, который тут же поспешил тронуться. А сойти на екатеринбургскую землю получилось у Николая II лишь у перекрестка современных улиц Восточной и Шевченко, откуда на двух автомобилях царскую семью повезли в злополучный Ипатьевский дом.

Первый «президент» Советской России

            После Октябрьской революции Я. М. Свердлов занял высший в Советской России пост председателя ВЦИК (В. И. Ленин был лишь председателем правительства), во время же революционных событий 1905 года Яков Михайлович стоял во главе уральских большевиков. Так вот после разгрома декабрьского вооруженного восстания, с конца 1905 года, на революционеров по всей стране началась настоящая охота. В Екатеринбурге полиция с особым рвением искала Свердлова. Оставаться в городе становилось опасно, покинуть его правда также было сложно. Но совсем еще молодой Свердлов обладал неистощимой фантазией по части конспирации. Во многих населенных пунктах Свердловской области еще живы предания об изобретательности революционера: к примеру, в Реже и селе Покровском вспоминают, как Яков Михайлович преодолевал все заслоны, прячась в обозе с навозом.

Из Екатеринбурга Свердлов выехал также с выдумкой. Все действия происходили на вокзале, который до недавних пор называли воинским, сейчас там находится музей. Рассказывают, что на вокзале в это время постоянно дежурили жандармы, которые задерживали всех подозрительных. Несмотря на то что у Свердлова был поддельный паспорт и гримировка, решили не рисковать и отвлечь внимание жандарма, дежурившего во время отъезда революционера. Для этого один из самых ловких товарищей переоделся в «барина»: шикарная шуба, из-под которой виднелся дорогой костюм и золотая цепочка. Войдя в здание вокзала, он поманил вытянувшегося в струнку жандарма: «Эй, любезный! Возьми-ка билет первого класса до Перми, да живо. Сдачи не надо». Преисполненный рвения блюститель порядка рысью кинулся к кассе, растолкал толпившихся у окошка пассажиров и сунул деньги кассиру. В это время Свердлов проскользнул к подошедшему поезду. В предотъездной толкучке «барин» передал билет другому товарищу, а тот уже Свердлову. Так, по рассказам, революционер благополучно покинул Екатеринбург, воспользовавшись билетом, который был куплен жандармом.    

«Наша Russia»  или династия железнодорожников

            За годы существования вокзала и привокзального района в Екатеринбурге сформировалось большое количество династий железнодорожников, передающих свое мастерство из поколения в поколение. Одним из представителей такой династии является С. Ю. Светлаков: в 2000 году он закончил Уральский государственный университет путей сообщений по специальности «экономист на железнодорожном транспорте». Наверное Сергей Юрьевич стал бы замечательным работником Екатеринбургского вокзала или Управления Свердловской железной дороги, если бы не артистические способности и склонность к юмору. Все это привело его сначала в КВН, а затем на центральное телевидение и кинематограф. В программе «Наша Russia» он создал многим полюбившиеся образы Прораба с московской стройки, Ивана Дулина – фрезировщика с нетрадиционной сексуальной ориентацией, Сифона – бомжа с Рублевки, Снежаны Денисовны – учительницы элитной школы, телезрителя из Таганрога, Славика из Краснодара и многих других.       

«Под варежкой»

В 1962 году в центре Привокзальной площади был установлен памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса, знаменитый «Под варежкой». Сегодня это самое известное в Екатеринбурге место для встреч, для сбора туристических групп, место, где просто многие присаживаются на дорожку.

            Уральский танковый корпус был собран и оснащен весной 1943 года исключительно на пожертвования уральцев и состоял исключительно из добровольцев. В дальнейшем за боевые заслуги корпус был преобразован в Гвардейский. В 1958 году в Свердловске было принято решение увековечить подвиг земляков. Нашли место для памятника, объявили конкурс. Говорят, всего на конкурс были выставлены 23 проекта, победили работы Петра Сажина и Владимира Друзина. Вариант Сажина состоял из одной фигуры танкиста, которую по рассказам тот слепил с себя, говорят, на лицо молодой танкист как две капли воды походил на скульптора. Вариант Друзина представлял собой двухфигурную композицию, состоящую из танкиста и напутствующего его на боевые подвиги рабочего.

            Победителей вызвали в облисполком, где предложили объединить обе работы. Так композиционно памятник вобрал в себя друзинскую идею двухскульптурного монумента, но танкист полностью сохранил сажинские очертания. Говорят, что прообраз рабочего также известен: его фигуру Друзин лепил с формовщика Александра Котлованова. По сюжету памятника старый рабочий (Котлованов), вытянув вперед правую руку, на которую надета рукавица, как бы напутствует молодого воина (Сажина). Эта котловановская рукавица-варежка и дала памятнику его неофициальное название: официальное больно уж длинное и сложное.

            Рассказывают, что над рабочей моделью для памятника скульпторы в течение долгого времени трудились в здании бывшего католического костела, которое в это время доживало свои последние дни. Костел этот находился на месте современного дорожного кольца на углу улиц Малышева и Карла Либкнехта.

            Монумент установили на постаменте, стилизованном танке, сработанном коллективом Сибирского гранитного карьера, что под Екатеринбургом. Говорят, камень из этого карьера использовался при строительстве Екатеринбургского метро, набережной возле драмтеатра, цирка, оперного театра, при сооружении памятников основателям города, Ленину, Жукову, декабристам, а в Москве при реконструкции Кремля и дома Правительства.

            В Екатеринбурге памятнику повезло: в городе, где традиционно между частью общественности и монументами возникают конфликты, где многие памятники подвергаются насмешкам, издевательству и даже насилию (к примеру, обливанию краской), «Под варежкой» кажется всеми любим.

            Скульптор Петр Сажин прославился в городе еще несколькими работами, к примеру, «Уральскому комсомолу» на Вознесенской горке, Блюхеру у «Современника», Друзин же многого не успел, скоропостижно скончался совсем молодым, заболев раком. Последняя его работа — памятник Ленину на центральной площади Ирбита.

           Став одним из символов Екатеринбурга, памятник на Привокзальной «снялся» в нескольких фильмах, к примеру, в уже упоминавшемся «Привет, Малыш!», где в одном из эпизодов Алексей Маклаков (Малыш) сидит «Под варежкой» и просит милостыню.

Мельница Борчанинова, гостиница «Свердловск» и Никита Хрущев

Напротив вокзала возвышается здание гостиницы «Свердловск», слева от которого расположено старинное краснокирпичное здание мельницы, богато декорированное в старорусском стиле. Наверное сочетание производства с пышным архитектурным обрамлением породили в городе массу легенд. К примеру, говорили, что хозяин мельницы крупный екатеринбургский предприниматель А. Е. Борчанинов, балагур и насмешник, облапошил городские власти в начале строительства, заявив, что собирается строить гостиницу. Якобы мукомольным делом вблизи вокзала заниматься было нельзя, а для купца строительство мельницы рядом с вокзалом было гениальной находкой — это сильно облегчало организацию поставок. Именно потому Борчанинов и построил здание со столь стильным фасадом, как будто бы под гостиницу. Когда же здание было выстроено, думе, поставленной перед фактом, осталось лишь узаконить появление мельницы.

            Рассказывают, что во время строительных работ, весной 1907 года, на территории будущей мельницы Александр Ефремович обнаружил золото, начал промывку песков. За несколько месяцев озолотился, но вдруг трагически погиб 30 июля 1907 года. По официальной версии, Борчанинов упал с лесов строившейся мельницы, упал, разорвав мочевой пузырь, что и привело к летальному исходу. Но в городе ходили слухи, что упал Борчанинов с лесов не случайно, что столкнул его оттуда любовник Клавдии Борчаниновой, неверной жены купца, чтобы вместе с ней насладиться жизнью за счет борчаниновского золота.

            К концу 1908 года 5-этажное здание мельницы было построено, став самым высоким домом дореволюционного Екатеринбурга. И здесь случился новый конфуз — обрушился угол здания: по одним данным стены не выдержали огромного количества сырого зерна, по другим — никакого зерна там и в помине не было, было элементарное нарушение строительных технологий, слабое знание строителями свойств бетона, о чем долго предупреждали, даже в прессе. Но ведь часто так бывает: пока гром не грянет…

            Здание восстановили, мельница заработала, говорят, до революции — крупнейшая не только на Урале, но и во всей России. Передовое американское оборудование, качественная мука, которая якобы вся шла на экспорт в Англию. В революционную эпоху мельница была национализирована и стала государственным предприятием, которое действует по сегодняшний день.

            Но гости города и в советское время продолжали обманываться, воспринимая борчаниновскую мельницу за привокзальную гостиницу. Говорят Н. С. Хрущев во время своего визита в Свердловск то ли в 1956, то ли в 1963 году тоже обманулся. По одной версии, узнав, что это мельница, он посоветовал разместить здесь гостиницу, по другой же наоборот, узнав, что городские власти в будущем планируют обустроить в здании мельницы гостиницу — лицо города, Никита Сергеевич будто бы воскликнул: «Да вы что, товарищи! В то время как партия и весь советский народ ведут борьбу с архитектурными излишествами вы собираетесь эти излишества выпячивать на всеобщее обозрение?» Будто бы после этого Хрущев указал на место рядом с мельницей, сказав, чтобы здесь новую гостиницу без всяких излишеств строили.

            Гостиница «Свердловск» была построена через 5 лет после смещения Хрущева, в 1969 году, и, конечно же, никакого отношения к Хрущеву не имеет. За несколько десятилетий гостиница стала одной из визитных карточек города, здесь останавливались многие знаменитости, происходили любопытные события. К примеру, в 1991 году здесь снимались финальные сцены художественного фильма Карена Шахназарова «Цареубийца» с Олегом Янковским в главной роли (Смирнов). По сюжету Смирнов (Янковский) заселяется в гостиницу и умирает в ее номере. Это был первый в России фильм об убийстве царской семьи.         

Улица Свердлова

            Улица Свердлова парадная улица Екатеринбурга, улица с которой тысячи приезжих начинают знакомство с городом. Главный объем улицы, по форме напоминающей клюшку, был сформирован в 1953 – 1960 годах под руководством архитектора В. В. Безрукова. На месте разнообразных одноэтажных строений дореволюционной постройки образовался единый ансамбль улицы-зала (что-то наподобие улицы Росси в Петербурге) с выверенными пропорциями и украшениями в стиле сталинского классицизма. Современная подсветка улицы, выделяющая классические аксессуары домов, является самой яркой и красивой в городе.

            В классическую правильность улицы архитекторами был внесен аккуратный акцент: в самом ее начале (со стороны вокзала), над зданием с правой стороны была надстроена башня, по образу сталинских высоток в Москве. Правда, как и следовало нестоличному городу, башню построили скромнее московских, но любому приезжему сразу бросалось в глаза, что Свердловск идет сразу в след за столицей.

            В здании под башней действует «Кировский» гастроном. В далекие перестроечные времена в народе его называли «Пьяным»: то ли от того что здесь отоваривали водочные талоны, то ли потому что находился магазин поблизости от вокзала, притягивая к себе разношерстную публику.

Рядом со «сталинской» башней установлен макет паровоза Черепановых. На Урале сделано много технических изобретений всероссийского масштаба. Пожалуй, едва ли не самым известным является изобретение в 1834 году первого в России паровоза. Изобретение было сделано в пределах современного среднеуральского города Нижнего Тагила, как шутят тагильчане, отцом и сыном братьями Черепановыми (на самом деле просто отцом и сыном). По сохранившимся черепановским чертежам и был воссоздан данный макет.

            Поперечные стены улицы-зала были оформлены в 1970 – 1980-е годы. Перед теми, кто возвращался на вокзал, предстает комплекс из четырех 10-этажных домов с единым стилобатом из магазинов. Этот стилобат был развернут, как на Новом Арбате в Москве, под некоторым углом к жилым домам, образуя очень модную в те годы трехмерную композицию. Весь комплекс сразу же получил в народе название «Гармошка». Другой конец улицы должен был завершить небоскреб (по меркам того времени) гостиницы «Турист». Гостиницу начали возводить в 1976 году, с тех пор она на долгое время стала одним из самых знаменитых долгостроев в истории города. Лишь в 2008 году строительство здания было завершено, но уже в качестве офиса компании «Газпром» в Екатеринбурге.

Интересное