Покровский женский монастырь в Верхотурье

Новая Покровская церковь, фото начала XX века

Вечерний вид на храмы Покровского монастыря

Первый период в истории монастыря

Вслед за основанием первых мужских монастырей, на Среднем Урале появились и те, кто стремился организовать женские обители. Более всего это стремление проявилось в древней уральской столице городе Верхотурье, где желающие принять монашество, не имея сил отстроить монастырский комплекс, продолжали жить среди мирян, стараясь соблюдать монашеские правила.

Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь
Вид с противоположного берега Туры на монастырь

В 1621 году по пути из Москвы в Тобольск в Верхотурье остановился архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан. К нему и обратились верхотурские сестры с просьбой помочь создать монастырь. Посовещавшись с лучшими людьми города, архипастырь распорядился построить за Верхотурским острогом деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом с храмом кельи.

Вид на храмы старого и нового Покровского монастыря, фото 1909 года
Вид на храмы старого и нового Покровского монастыря, фото 1909 года

Так был основан один из первых на Среднем Урале и в Сибири женских монастырей. Его насельницами стали 10 сестер. Первой настоятельницей обители в 1622 году была назначена игуменья Анисия. Покровский монастырь существовал за счет хлебного и денежного государственного довольствия. Это жалование, особенно первое время, когда Россия еще не пришла в себя после Смутного времени, было скудным. Поэтому для сестер хорошим подспорьем были занятия рукоделиями и работы в огороде.

Покровский женский монастырь в Верхотурье: купола нового Покровского храма
Купола нового Покровского храма

Кроме своего прямого назначения Покровский монастырь служил местом исправления для женщин, которые нарушили семейные нормы и совершили нравственные преступления. Также известно, что здесь содержались великородные узники. В 1619 году в Верхотурье была сослана невеста царя Михаила Федоровича Мария Хлопова, но пробыла она в женском монастыре недолго и была переведена в Нижний Новгород. А в 1740 году Покровский женский монастырь был местом ссылки для княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты безвременно умершего императора Петра II.

Вид на Покровский монастырь и Верхотурский кремль
Вид на Покровский монастырь и Верхотурский кремль

Покровский храм, по которому был назван монастырь, в течение ста с лишним лет не раз горел, перестраивался из-за ветхости. Во всех случаях помогали возобновить церковь русские цари, к которым неизменно в самых тяжелых случаях обращались сестры обители. После пожара 1651 года настоятельница монастыря игуменья Мария сама отправилась в Москву просить царя Алексея Михайловича устроить в обители новую церковь. Наконец в 1744 – 1753 годах на месте старой деревянной церкви при помощи заводчика М. М. Походяшина возводится каменный Покровский храм. Здание этой церкви, несмотря на разорение в XX веке, сохранилось до наших дней. В храме частично уцелели настенные росписи, здесь же можно рассмотреть остатки деревянной монастырской церкви, которые виднеются из-под земли.

Первый справа - Старо-Покровский храм
Справа вид на храмы Покровского монастыря в Верхотурье, фото начала XX века

Говорят, во время освящения Покровского храма под впечатлением праздника Максим Походяшин пообещал выстроить на территории монастыря новую каменную церковь. В течение 1754 – 1768 годов был воздвигнут величественный Иоанно-Предтеченский храм, ставший одной из архитектурных доминант Верхотурья – его колокольня вознеслась на 50 метров. Храм этот являлся редким памятником североуральского барокко, сегодня от его былого величия сохранились лишь жалкие руинообразные остатки.

Иоанно-Предтеченский храм, построенный на средства М. Походяшина
Иоанно-Предтеченский храм, построенный на средства М. Походяшина, фото начала XX века

Во время строительства Иоанно-Предтеченской церкви на обитель обрушилось большое испытание. Указом Екатерины II в 1764 году в России были упразднены многие монастыри, эта участь коснулась и Покровской обители. Фактически монастырь существовал до 1782 года, когда умер главный покровитель обители заводчик Походяшин, но по неофициальным данным некоторые сестры продолжали жить в кельях, оставшихся при Покровском храме вплоть до 1853 года.

Походяшинские церкви Покровского монастыря: старый Покровский храм и Иоанно-Предтеченская церковь
Походяшинские церкви Покровского монастыря: старый Покровский храм и Иоанно-Предтеченская церковь

Максим Походяшин — главный благотворитель обители

Максим Походяшин был крупнейшим заводчиком в истории северного Урала. Его заводы во второй половине XVIII века давали треть российской меди и значительную часть железа. Говорят, что во времена Суворова благодаря походяшинским пушкам Россия с успехом закончила многочисленные тогда войны.

Пейзаж с Покровским монастырем в Верхотурье
Пейзаж с Покровским монастырем в Верхотурье

По преданию, Максим Походяшин рано лишился родителей, несколько лет жил в доме у брата, был неграмотным, а свою карьеру начал простым ямщиком. Местные легенды приписывают Походяшину внезапное обогащение, хотя историки говорят о постепенном его превращении в крупного промышленника. Якобы, однажды к будущему заводчику пришел один вогул, показал кусок медной руды и сказал, что знает место, где таких камней во множестве имеется. Но показать это место согласился лишь за 10 рублей. Тогда Походяшин предложил ему единственную в доме дорогую вещь, кумачовый сарафан своей жены, которую безумно любил. Вогул не устоял и показал Походяшину прииск. Месторождение оказалось богатым, и Походяшин за счет его превратился в заводчика и стал миллионером.

Старый Покровский храм, современный вид
Старый Покровский храм, современный вид

С тех пор якобы Походяшин и стал удачливым предпринимателем, владельцем нескольких заводов. В своей столице Верхотурье он построил огромный особняк на 30 комнат, где принимал самых важных гостей, в том числе сибирских губернаторов. А в будние дни по привычке одевался как простолюдин, ходил в армяке, кафтане с заплатами.

Будучи человеком религиозным Походяшин много жертвовал церкви. На его средства были построены два храма в Покровском монастыре в Верхотурье. В дальнейшем, подобно Иоанно-Предтеченскому храму, в своеобразном стиле североуральского барокко на средства Походяшина были построены Введенский собор в Богословском заводе (ныне Карпинск) и Петро-Павловская церковь в Петропавловском заводе (ныне Североуральск).

Когда Покровский монастырь официально был закрыт, Походяшин продолжал помогать обители, и поддерживал ее существование за свой счет. До сих пор неизвестно, где находится могила заводчика, но местная легенда утверждает, что хозяин североуральских недр завещал и был похоронен у построенной им Иоанно-Предтеченской церкви в Покровском монастыре.

Старый Покровский храм со стороны Туры
Старый Покровский храм со стороны Туры

Второй период в истории монастыря

В 1853 году, после долгого неофициального существования, насельницы при Покровской церкви были приняты в Епархиальное ведомство под именем «Богадельни». В 1896 году Богадельное общежитие было обращено в Покровскую общину, а ее начальницей назначена Августа Панова, в иночестве монахиня Агния. Покровский и Иоанно-Предтеченский храмы, принадлежавшие некогда женскому монастырю, теперь являлись приходскими. Именно потому матушка Агния добилась разрешения построить при общине новый каменный Покровский храм, который был заложен в 1898 году и освящена в сентябре 1902 года.

Покровский женский монастырь в Верхотурье: Новая Покровская церковь, фото начала XX века
Новая Покровская церковь, фото начала XX века

В апреле 1907 года община была преобразована в монастырь. Все население Покровского женского монастыря в 1909 году состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и детского приюта, в котором находилось 12 девочек. В начале XX века в обители в качестве паломников встречали важных гостей: Великую княгиню Елизавету Федоровну, близкую подругу императрицы фрейлину Анну Вырубову, друга царской семьи Григория Распутина.

События 1917 года прервали мирное течение жизни Покровской обители. В 1922 году под угрозой разгона монашеская община была переименована в артель «Надежда», но в 1924 году и она была закрыта, а игуменья Таисия арестована. Сестры разошлись по домам, продолжая вести духовную жизнь, но в начале 1930-х годов большинство из них были сосланы в Казахстан и Сибирь. В 1940-е годы сестры возвращаются в родное Верхотурье после всех ужасов ссылок, тюрем и лагерей. Большую роль в их духовном окормлении сыграли отец Игнатий Кевролетин (ныне святой Иоанн) и монахиня Олимпиада. Последней из сестер монастыря была схимонахиня Магдалина, прожившая 100 лет и умершая в 1983 году.

Покровский женский монастырь в Верхотурье со стороны Туры
Покровский монастырь со стороны Туры

Возрождение Покровской обители

25 декабря 1991 года Патриарх Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Но все здания монастыря были заняты городскими заведениями. В Покровском храме размещалась баня, в настоятельском корпусе находился дом пионеров, перед которым был установлен памятник Павлику Морозову, в сестринском корпусе действовали поликлиника и военкомат. Сестры добивались возвращения монастырских строений, но местные власти препятствовали этому. В 1992 году сестры получили первый этаж настоятельского корпуса, на втором по прежнему действовал дом пионеров.

В это время в одной из комнат в корпусе была организована домовая церковь. В эту церковь передали иконы из Успенской кладбищенской церкви, из Николаевского монастыря поступили иконы, прежде принадлежавшие старейшему в Верхотурье Одигитриевскому храму.

Покровский женский монастырь в Верхотурье: Новая Покровская церковь сегодня
Новая Покровская церковь сегодня

Вскоре сестры получили еще одну святыню – чудотворную икону «Умиление», написанную и вышитую собственноручно матушкой Ангелиной настоятельницей Успенского монастыря, который действовал до революции близ Верхотурья. В годы советской власти икона находилась в Успенской кладбищенской церкви, и вот теперь было решено, чтобы святыня вновь вернулась в женский монастырь.


Несмотря на приобретения, сестры скорбели, видя, как в Покровской церкви действует баня. Однажды в кочегарке кто-то разбил котел. В милиции решили, что виноваты сестры. Начались допросы, но никаких доказательств вины монахинь не нашли. Прошло несколько месяцев, храм пустовал, в бане никто не мылся. Тогда настоятельница обители, матушка Василисса решила освободить храм от скверны. Вместе с несколькими сестрами она зашла в церковь и заперлась в ней. Милиция пошла на штурм. Сестры легли на пол, но стражи порядка при помощи дубинок начали выгонять их из храма. Некоторых просто выволакивали за ноги и бросали в снег. Настоятельницу забрали в милицию и продержали там два дня. События получили большую огласку, и чтобы сгладить конфликт местные власти наконец передали здание храма монастырю. Шел 1993 год.

31 декабря спешившая в Верхотурье на Симеонов день матушка Василисса неожиданно умирает. По странному стечению обстоятельств, именно в день Симеона Верхотурского, которого матушка особо почитала, 25 сентября 1991 года она впервые оказалась на верхотурской земле. Именно потому решено было похоронить матушку на территории Николаевского монастыря, рядом с Симеоном праведным (ныне ее останки перезахоронены на территории Покровской обители).

Образ Покрова Божией Матери на алтарной стене Покровского храма
Образ Покрова Божией Матери на алтарной стене Покровского храма

В 1996 году закончилась реконструкция Покровского храма, который 15 октября вновь был освящен. На его наружной алтарной стене виден старинный образ Покрова Пресвятой Богородицы. В советские годы его много раз тщетно пытались замазать, но образ, как по волшебству, проступал на поверхности стены снова и снова.

Главные святыни монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Умиление» и мощи святого Космы Верхотурского.

Икона Божией Матери «Умиление»

Главная святыня Покровского монастыря — икона Божией Матери «Умиление». Первообразом для нее стала Серафимо-Дивеевская икона «Умиление», любимый образ Серафима Саровского. Старец с любовью называл икону «Всех радостей – радость». Образ находился в его келье. По преданию, еще при жизни батюшки икона прославилась многочисленными чудесами. Рассказывают, что скончался Серафим, стоя на коленях перед любимой иконой. К концу XIX века святыня становится известной на всю Россию.

Верхотурский чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление»
Верхотурский чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление»

Именно тогда настоятельница Успенского женского монастыря, что был под Верхотурьем, матушка Ангелина пешком добралась до Дивеево, чтобы увидеть икону «Умиление» и сделать список для верхотурской общины. Матушка написала и вышила образ удивительной красоты: искусство вышивки она великолепно освоила в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря.

Еще до революции икона прослыла чудотворной. Потому, когда Успенская обитель была закрыта, сестры первым делом постарались спасти именно этот образ. Говорят, что позднее икону хранила в своем доме одна старушка, которая, почувствовав близкую кончину, «до лучших времен» схоронила святыню возле верхотурской кладбищенской Успенской церкви, где икона пролежала то ли 30, то ли 40 лет. В 1970-е годы, когда гонение на Церковь пошло на убыль, икону внесли в Успенский кладбищенский храм, а в 1992 году передали возрожденной Покровской обители.

Иконостас Успенского храма
Икона «Умиление» в стенах Успенской кладбищенской церкви (слева), фото 1970-х годов

На иконе глаза у Божией Матери полузакрыты, кажется, что она вот-вот откроет их. Говорят, что если человек молится перед этой иконой от всего сердца, то взгляд Богородицы перед ним озаряется.

Мощи святого Космы Верхотурского

С 1995 года в стенах монастыря пребывают мощи известного верхотурского юродивого, Космы блаженного. Святой жил в Верхотурье в XVII — начале XVIII века и прослыл абсолютной отрешенностью от всего мирского, большим человеколюбием и молитвенными подвигами.

Икона Космы Верхотурского
Косма Верхотурский. Справа на иконе можно увидеть любимый святым верхотурский Свято-Троицкий собор

С именем святого связан известный сюжет перенесения мощей Симеона праведного из Меркушино в Верхотурье в 1704 году. Косма участвовал в этой процессией, но, страдая болезнью ног, несколько раз терял всякую возможность двигаться дальше. Тогда он обращался к Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем». И пока Косма собирался с новыми силами, никто не мог сдвинуть раку с мощами с места. Говорят, что на некоторых древних иконах, где запечатлено перенесение мощей Симеона праведного, есть изображение человека с костылями (считается, что это и есть Косма Верхотурский). В тех местах, где процессия останавливалась, позднее были воздвигнуты часовни и храмы, отчасти сегодня восстановленные. В 2003 году на месте одной из остановок был основан мужской монастырь — Свято-Косминская пустынь.

Часовня над могилой Космы юродивого
Часовня над могилой Космы Верхотурского у Троицкого собора

После смерти Косма был похоронен вблизи любимого им Свято-Троицкого собора Верхотурского кремля. В XIX веке над его могилой была построена часовня, которую перестроили в конце столетия. Из-за малой вместительности часовни, в связи с резким увеличением паломников в начале XX века, в 1902 году было решено вновь перестроить часовню над могилой Космы Верхотурского. Одним из жертвователей на новое строение был известный русский святой Иоанн Кронштадтский. Рассказывают, что вблизи того места, где был похоронен Козма, вскоре забил родник, который в народе называли «Слезами Космы юродивого».

Мощи Космы Верхотурского в стенах Покровского храма Покровской обители

После революции, в 1920 году, чтобы избежать осквернения, мощи Космы были тайно перезахоронены монахинями Покровской обители вблизи алтаря Успенской кладбищенской церкви. В 1984 году Косма Верхотурский был канонизирован в составе Собор Сибирских святых. А в 1995 году мощи святого были переданы в Покровский монастырь, где ныне пребывают в стенах Покровского храма.

Это интересно: царская невеста

Кроме своего прямого назначения в ранние годы Покровский монастырь служил местом исправления для женщин, которые нарушили семейные нормы и совершили нравственные преступления. Из разных концов страны в монастырь направляли отбывать заключение женщин, обвиненных в блуде и прелюбодеянии.  По несколько лет отрабатывали они свои преступления. Рассказывают, что преждевременное освобождение возможно было лишь, если среди местных жителей совершившая грех находила себе мужа.

Также известно, что в Покровском монастыре содержались великородные узники. В 1619 году в еще неоформившуюся официально обитель была сослана невеста первого царя династии Романовых Михаила Федоровича. История этой несчастной любви такова. В 1616 году, когда царю пошел двадцатый год, решено было в Кремле устроить смотрины московских девиц для выбора царской невесты. Вокруг этого события сделалось много интриг и шуму: многие именитые бояре мечтали породниться с царем. Но приглянулась юному Михаилу красивая и безродная Машенька Хлопова, всем сердцем он полюбил ее наперекор мнению бояр и матери своей Марфы Ивановны.

Царскую невесту поселили во дворец Кремля, она прошла обряд наречения, получила имя Анастасия, в память супруги Ивана Грозного, бабушки Михаила Романова и стала называться царицей. Но Салтыковы, составлявшие ближайшее окружение царя, не сидели ни дня спокойно, пытались своими действиями извести неопытную девушку. Однажды ей подсыпали яд, после чего царская невеста занемогла, ее «рвало и ломало нутро». Вокруг этой болезни Салтыковы подняли шумиху. С их подачи специально созванная боярская дума постановила: «царская невеста к государевой радости не прочна». Марию выселили из дворца и вскоре сослали в Сибирь, в далекий Тобольск.

Справа храмы старого Покровского монастыря в Верхотурье, дореволюционное фото
Справа храмы старого Покровского монастыря в Верхотурье, дореволюционное фото

Шли годы, но молодой царь твердил своей матери, подвигавшей его на женитьбу, что ни на кого, кроме своей Машеньки, глядеть не желает. В 1619 году в Москву из польского плена вернулся отец царя митрополит Филарет, которому Михаил Федорович пожаловался на свою тяжелую личную жизнь. Филарет начал расследование и вскоре выяснил неблаговидную роль Салтыковых в низведении Марии Хлоповой. Салтыковы были наказаны, а Мария переведена в более близкое к Москве Верхотурье.

В Верхотурье царская невеста прибыла в 1619 году и прожила здесь среди сестер Покровской обители до начала 1621 года. Из поколения в поколение в Верхотурье вспоминали, как долгими зимними вечерами она занималась вышивкой или просто сидела у окна и, глядя в даль, вспоминала о своем ненаглядном Мишеньке. Иногда она прогуливалась вдоль высокого берега Туры, любила в одиночестве погрустить вблизи Троицкого камня. В Верхотурье Мария прослыла девушкой скромной, застенчивой и богобоязненной, никто ничего не мог сказать про нее плохого. Верхотурцы дивились ее красоте: большие очень живые глаза, правильные черты лица, мягкая улыбка. Первое время толпы местных жителей собирались под ее окнами посмотреть на необычайную «пленницу».

А в это время в Москве решался вопрос о возвращении во дворец «порушенной» невесты. Но неожиданно против ее возвращения очень жестко выступила мать царя Марфа Ивановна, утверждавшая, что Михаилу не пристало жениться на безродной и что в этом случае она навсегда покинет московское царство. Михаил Федорович, в соответствии с нравами того времени, между матерью и любимой выбрал мать. Еще несколько лет он не мог никого видеть. Лишь в 1624 году царя женили на благородной Марии Долгорукой. Но словно какое-то наказание: через два дня после свадьбы молодая заболела и через несколько месяцев умерла. В результате в 1626 году Михаил женился на незнатной Евдокии Стрешневой.

А несчастная Мария Хлопова после Верхотурья оказалась в Нижнем Новгороде. Здесь она прожила безвыездно в доме знаменитого Козьмы Минина до 1633 года, когда умерла, оставшись верной своему жениху. 

Это интересно: княжна  Анна Долгорукая

С 1740 по 1742 год в качестве невольной монашки в Покровском монастыре содержалась представительница одного из древнейших княжеских родов княжна Анна Долгорукая. История этого заточения такова.

Пейзаж с Покровскими храмами в Верхотурье
Пейзаж с Покровскими храмами в Верхотурье

После смерти Петра I и Екатерины I на русский престол взошел совсем еще юный Петр II. Главную роль в решении государственных вопросов в это время играет аристократическое семейство Долгоруких, чей представитель Иван – ближайший друг царя. Сестра Ивана Екатерина становится невестой императора, но неожиданная смерть Петра II за две недели до свадьбы враз низвела Долгоруких с их высокого положения у трона. Новая императрица Анна Иоанновна отправляет всю семью Долгоруких в ссылку в далекий сибирский Березовский острог. Здесь в Березове Долгорукие ругают, не стесняясь в выражениях и не скрываясь, Анну Иоанновну, ее приближенного Бирона, существующие порядки. Донос следует за доносом. Однажды таможенный подьячий Тишин грязно пристал к несостоявшейся царской невесте, за что был бит. В отместку – написал донос, который стал последней каплей в терпении Анны Иоанновны. В 1738 – 1739 годах Долгорукие были подвергнуты пыткам, казням и многим испытаниям, а «порушенная невеста» и ее две сестры в 1740 году были насильно пострижены в монахини. Младшая, Анна, попала в верхотурский Покровский монастырь.

Княжна Анна жила в отдельной от других сестер келье, которая представляла собой маленькую бревенчатую избушку похожую на деревенскую баню. Скромное жилище княжны тщательно и строго охранялось, общаться, даже с сестрами монастыря, без посторонних лиц было запрещено, очень ограничивалась княжна в своих прогулках и перемещениях по городу. Взошедшая на престол в 1741 году императрица Елизавета Петровна вспомнила об опальных княжнах и своим указом освободила их из заточения и вернула в свет.

Все монастыри Среднего Урала до революции

Все современные монастыри Екатеринбургской митрополии

Экскурсии по Режу и Среднему Уралу, туры по России для групп школьников и взрослых на сайте турфирмы «Малыш и Карлсон» http://www.mkt1996.ru

История города Реж и его достопримечательности на сайте  http://www.rezh1773.com