Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного

На родине преподобного Гавриила Седмиезерного

Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного. Свято-Троицкий храм в Усть-Ницинском
Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного. Современный вид Свято-Троицкой церкви в Усть-Ницинском

По дороге из Ирбита в сторону Слободы Туринской, если ехать по трассе мимо сел Чубаровское и Елань, у села Бобровского (оно будет слева) вправо ведет проселочная двухкилометровая дорога к урочищу Фролово, где раньше находилась деревня Фролова. Средь поля здесь установлен памятный крест: именно в этой деревне весной 1844 года родился преподобный Гавриил Седмиезерный, известный ныне русский святой. А в селе Бобровском в 1848 году началась история Красносельского монастыря. Монастырская община начала складываться вокруг Бобровской Знаменской церкви (ныне разрушенной), в этой церкви четырьмя годами ранее был крещен будущий старец.

Монахиня Евстолия (Евгения Зырянова), сыгравшая важнейшую роль в становлении Красносельского монастыря, была старшей сестрой преподобного. Именно от нее будущий старец научился грамоте. Вероятно, она сыграла важнейшую роль в становлении личности святого Гавриила. Сначала в Оптину пустынь отправляется Евгения, затем, в 1864 году туда же, к Амросию Оптинскому отправляется и ее брат.

Не забывает о сестре преподобный и в последующие годы: однажды он дарит ей маленькую икону Богоматери «Скоропослушница». Вернувшись в монастырь, Евгения заказывает большой список этой иконы, который впоследствии становится наиболее почитаемым образом обители.

На месте дома, где родился святой и его сестра Евгения, ныне установлен Поклонный крест и вокруг поставлены скамейки для паломников и туристов.

Святой преподобный Гавриил Седмиезерный
Святой преподобный Гавриил Седмиезерный
Введенская церковь. Фото начала XX века
Введенская церковь Введенского Красносельского монастыря. Фото начала XX века

К началу XX века, в стенах Седмиозерной Богородицкой пустыни под Казанью, отец Гавриил обретает дары старчества и прозорливости. Но в полной мере эти дары раскрылись после переезда святого в псковский Елеазаров монастырь, народ толпами шел к нему в поисках исцеления души и тела, за мудрым советом и утешением. Отец Гавриил духовно наставляет многих известных людей, к примеру, Великую княгиню Елизавету Федоровну (Романову). Великая княгиня духовно окормлялась у отца Гавриила с 1902 года. Через несколько лет ее постигло сильнейшее горе — гибель мужа от рук террориста. Можно предположить, что уральский старец был тем, кто помог Елизавете Федоровне пережить эту трагедию.

Старец Гавриил становится духовным наставником, который оказал большое влияние на целое поколение пастырей Русской Православной Церкви, то самое поколение, которое пройдет через горнило богоборчества. Ни один из многих десятков его учеников в тяжелые годы испытаний не предаст Христа, ни один в 1920-е годы не встанет на путь обновления. Но очень многие из его учеников за веру свою поплатятся жизнями.

Умер старец в сентябре 1915 года, перед самой революцией. На его отпевании были сестры Марфо-Мариинской обители и, конечно, Великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1996 году отец Гавриил был прославлен в лике святых.

На руинах Введенского Красносельского монастыря

Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного. Введенский Красносельский женский монастырь
Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного. Введенский Красносельский женский монастырь

От Бобровского выезжаем на трассу Байкалово — Слобода Туринская, в сторону последней. Через десяток километров сворачиваем вправо на Тюмень. Пять километров пути: проезжаем мимо села Краснослободское и останавливаемся в поселке Рассвет.

Здесь хорошо сохранились руины церкви, за восстановление которой в последние годы взялись жители района. Это остатки Введенского храма старинного Красносельского монастыря.

В 1874 году в 3 верстах от села Красносельского (ныне Краснослободское) сестры Бобровской общины приобретают участок земли, куда и переселяются. Здесь они занимаются сельским хозяйством и рукоделиями. В 1883 году произошло официальное признание общины. Через десять лет в обители был освящен каменный Введенский храм. Строительство каменного храма стало возможным благодаря помощи томского купца первой гильдии П. В. Михайлова.

И наконец в 1899 году, после более чем полувековой истории, Красносельская община была преобразована в Введенский монастырь.

Обитель была известна своим хором. Большое количество монахинь и послушниц работало в рукодельной мастерской, где шили священнические облачения, одежду для крестьян, салфетки и многое другое. Кроме того в монастыре была обустроена иконописная мастерская, имелось производство мебели, кирпичей, конской упряжи. С 1906 года монастырь имел подворье в Ирбите, где около десяти послушниц и монахинь выполняли заказы по шитью.

Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного. Руины Введенской церкви в наши дни
Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного. Руины Введенской церкви в наши дни
Поклонный крест на месте руин Введенского храма
Поклонный крест на месте руин Введенского храма

Среди святынь монастыря особо почиталась чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», которая, как мы помним, была написана по образцу небольшой иконы, подаренной сестре Гавриилом Седмиезерным. Большая икона Богородицы была написана на Афоне в русском Пророк-Ильинском скиту. Известны случаи исцеления, произошедшие по молитвам у иконы.

В 1924 году Красносельский монастырь подобно другим обителям по воле новых властей был закрыт. Монахини и послушницы разошлись по родным местам и чужим деревням, их дальнейшая судьба неизвестна.

В настоящее время на месте развалин Введенской церкви женского монастыря установлен Поклонный крест, проведено несколько субботников по уборке мусора.

Троицкая церковь в Усть-Ницинском и ее святыни

Дорога к храму
Свято-Троицкий храм в Усть-Ницинском

Далее по дороге на Тюмень, километрах в 10 от поселка Рассвет, находится старинное село Усть-Ницинское. У села можно посмотреть красивую картину слияния двух крупных рек — Ницы и Туры. Именно в этом селе находится одна из самых старых среднеуральских церквей — интересный образец уральского барокко — Свято-Троицкая церковь. Традиционный на Урале двухэтажный вытянутый (кораблем) объем храма. Главный купол — восмерик на четверике с изломом, и очень характерный на Среднем Урале декор восьмерика. К сожалению утеряна колокольня.

Большой каменный храм в богатом селе Усть- Ницинском, находившемся на важном Слободском пути из Сибири в сторону Ирбитской ярмарки, был построен в 1773 году. Двухэтажная церковь имела два престола — верхний, холодный — во имя святой Троицы, нижний, зимний — во имя Успения Божией Матери. Западный придел имеет вход в виде огромной арки. Этот придел предназначался для приюта и обогрева торговых гостей, следовавших на Ирбитскую ярмарку. Храм имел красивую ограду с железной решеткой.

Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного. В Троицком храме
Слободо-Туринский район: на родину Гавриила Седмиезерного. В Троицком храме села Усть-Ницинское
Икона Божией Матери «Венецкая»
Икона Божией Матери «Венецкая»

Главной святыней Свято-Троицкого храма в Усть-Ницинском является почитаемая мироточивая икона Божией Матери «Венецкая» (уникальный иконографический тип иконы, который вместил в себя несколько известных типов икон Богородицы). Несмотря на незатейливое простое письмо, паломники почитают икону за чудотворную. Многие едут в Усть-Ницинское из далека, чтобы через этот образ обратиться к Богородице, заступнице рода человеческого.

Крестовоздвиженский храм в селе Куминовском

Село Куминовское: Крестовоздвиженский храм
Село Куминовское: Крестовоздвиженский храм. Фото Юлии Шлентовой

На этом наш основной маршрут по святым местам Слободотуринского района заканчивается. Но если есть время, то можно полюбоваться еще одним образцом уральского барокко. Объехав село Слобода Туринская, нужно проехать около 30 километров в сторону Туринска. В селе Куминовское в руинизированном виде неплохо сохранился старинный Крестовоздвиженский храм, построенный в 1810 году.

Полностью разрушена колокольня. Стилистически куминовская церковь напоминает храм в Усть-Ницинском. Крестовоздвиженский храм меньше, имеет одну, а не пять глав, но кажется изящнее за счет более сложного завершения четверика основного объема. Церковь была закрыта в 1930 году, с 1935 года здание долго использовалось в качестве зерносклада и зерносушилки. Позднее это предприятие перестало работать и здание храма опустело. В 2011 году на куполе церкви был установлен православный крест. Сегодня ставится вопрос о возрождении старинного храма.

Интересное