Коптелово и Нижняя Синячиха — история одного подвижника

Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе
Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе

В первую очередь этот маршрут посвящен большому уральскому подвижнику, создателю Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества Среднего Урала и уральской народной росписи, реставратору уральских храмов Ивану Даниловичу Самойлову. Именно благодаря его вере, силам и самопожертвованию на нашей земле в советские годы сохранилось одно из главных чудес уральской земли — Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе. Говорят, что случай этот в России практически уникальный: еще директор рязанской школы Панин взялся сам реставрировать в те годы церковь. За свое подвижничество Иван Данилович первым был удостоен высокого звания Почетный гражданин Свердловской области.

Иван Данилович Самойлов
Иван Данилович Самойлов

Деревня Исаково

По дороге из Екатеринбурга по Алапаевской трассе в Нижнюю Синячиху почти сразу после Коптеловского переезда справа мы увидим деревню Исакову. Как раз в Исаковой и родился легендарный И. Д. Самойлов. В деревне до сих пор сохранился дом, где прошли его детство и юность. Если заходить в Исакову со стороны Алапаевского тракта, то на въезде возникает развилка, нужно выбрать левую дорогу. Когда окажешься на деревенской улице, второй дом справа – место, где родился и вырос Иван Данилович Самойлов, откуда ушел на фронт Великой Отечественной войны. Среди первых предметов, составивших музейную коллекцию Ивана Даниловича, стала прялка его бабушки и матери, сегодня этот старинный предмет из дома Самойловых можно увидеть в бывшем здании заводоуправления, в экспозиции музея, посвященной жизни Ивана Даниловича.

Село Коптелово и Вознесенская церковь

Почти сразу за Исаковой вправо уходит дорога на село Коптелово, также родное для Ивана Даниловича село: здесь он жил, работал, здесь его крестили.

Вознесенская церковь в Коптелово в середине XX века
Вознесенская церковь в Коптелово в середине XX века

Всякое село от деревни в первую очередь отличается наличием церкви. В 1751 году в центре Коптелово был построен деревянный Вознесенский храм, деревня получила сельский статус, объединив вокруг себя несколько соседних селений. В 1796 году эта церковь сгорела, говорят, по неосторожности сторожа. Решили всем миром строить каменный храм. Мало в каком уральском селе в те годы могли поставить церковь в камне. Но стоявшее на большом тракте из Екатеринбурга на Верхотурье село, как и во времена столетней давности, когда здесь проезжали петровские послы, видимо отличалось зажиточностью. И. Д. Самойлов утверждал, что в Коптелово возвели самую большую на территории современного Алапаевского района церковь. Храм освятили в 1803 году. Несколько позднее была построена колокольня. Говорят, что храмовые колокола сперва предназначались для Николаевского монастыря в Верхотурье, но коптеловские мужики каким-то образом ухитрились их перекупить. Вокруг храма поставили ажурную кованную ограду в белых мраморных столбах.

Вознесенская церковь в Коптелово сегодня
Вознесенская церковь в Коптелово сегодня

Стены храма украсили фресковыми росписями и иконами. Говорят, на одной из фресок изобразили крушение царского поезда 17 октября 1888 года у Харькова, которое сильно подорвало здоровье императора Александра III и раньше времени свело его в могилу. Но в то время казалось бы чудесное спасение всей царской семьи дало начало новому сюжету в церковной живописи. Самой большой достопримечательностью церкви стала скульптура Христа, вырезанная из дерева в натуральную величину, редкое явление в городских православных храмах Среднего Урала, не говоря о сельских церквях. По преданию, скульптуру коптеловскому приходу подарил один политкаторжанин из Туринска. По рассказам, Христос был изображен сидящим, выглядел очень натурально: глаза полузакрыты, на голове – терновый венец, шипы которого вонзились в лоб, по лицу течет кровь, руки связаны, ноги скованы цепью. По воспоминаниям, многие дети боялись эту скульптуру: настолько натурально был изображен момент Крестного пути Христа.  

Вознесенский храм осенью
Вознесенский храм осенью

В 1937 году Вознесенский храм был закрыт, в его помещении разместился клуб. Церковную ограду разломали, а из ее мраморных столбов построили овощехранилище. На рубеже 1950 – 1960-х годов, когда здание храма опустело, его несколько раз пытались взорвать, но разрушить храм так и не получилось.

В 1990-е годы за реставрацию храма взялся основатель Нижнее-Синячихинского музея-заповедника И. Д. Самойлов: восстановление коптеловского храма имело для Ивана Даниловича большое личное значение. Но отсутствие средств, преклонный возраст и болезнь не позволили Самойлову осуществить задуманное. Удалось лишь предохранить старинное здание от дальнейшего разрушения: укрепили восточную и западную стены, заделали одну арку, связали балкой другую.

Коптеловский музей. «Явленая» икона. Часовня во имя Симеона Верхотурского

В селе Коптелово действует замечательный музей крестьянского труда и быта, где собраны интересные музейные коллекции, которые позволяют комплексно представить жизнь среднеуральского крестьянства в разные исторические эпохи. Именно это обстоятельство позволяет специалистам утверждать, что в Коптелово создан пока неповторимый музей даже не учитывая его программы , просто представив музей как обыкновенное собрание предметов.

А программы, созданные музеем на рубеже XX — XXI веков, положили начало новому на Среднем Урале направлению — сельского туризма, это было связано с работой ученика И. Д. Самойлова — Леонида Федоровича Русакова.

Слева "явленая" в 1972 году икона Божией Матери
Слева «явленая» в 1972 году икона Божией Матери

Есть в музее один необычный экспонат — икона Божией Матери «Знамение». История ее такова. Как то в 1972 году коптеловские мужики шли на работу. Идут мимо реки Реж, смотрят, в узкой протоке какая-то большая доска застряла, пройти не может. Вечером, возвращаясь домой, ту же картину увидели. Проняло мужиков любопытство: что за доска, откуда, может в хозяйстве сгодится. Вытащили из воды – оказалось старинная икона с образом Богородицы. Отнесли икону в дар недавно открывшемуся местному музею. Откуда взялась икона в режевской воде в советские времена трудно даже предположить. Одни говорят, может в селах вверх по Режу икона составляла часть какого-нибудь рыбацкого плотика, такие случаи известны, другие строят свои версии. Но многие местные жители считают, что то был особый знак, знак свыше о замечательном будущем Коптеловского музея, его благородной миссии – воспевать забытое прошлое старой уральской деревни. Сегодня старинный образ Божией Матери хранится в основном здании музея, в котором в дореволюционные времена размещалась лавка зажиточного коптеловского купца Торопова. Рядом с удивительной иконой находится образ Спасителя, есть предположение, что он из коптеловской Вознесенской церкви.

Часовня во имя Симеона Верхотурского
Часовня во имя Симеона Верхотурского

Частью Коптеловского музея является часовня Симеона Верхотурского над коптеловским ключиком. Дело в том, что около этого ключа и началась история села: наличие источника чистой воды было непременным условием возникновения всякого селения. В XVIII веке над истоком ключика возвели часовню, которая была разрушена в XX столетии. В 2003 году силами сотрудников Коптеловского музея часовня была воссоздана и вновь освящена во имя святого праведного Симеона Верхотурского.

Внутри часовни во имя Симеона Верхотурского в Коптелово
Внутри часовни во имя Симеона Верхотурского в Коптелово

Изба бабы Кати. Часовня во имя Иоанна Богослова

Самым ценным экспонатом Коптеловского музея является старинная изба бабы Кати срублена одним топором в конце XVII века. Сегодня столь древних строений, сохранивших свои главные особенности снаружи и внутри, на Среднем Урале, вероятно, больше не найти. Потому коптеловская изба считается ценнейшим памятником архитектуры. Внешний вид строения прост и незамысло­ват: почти полное отсутствие украшений, один простой ставень у окон, но, какая монументальность и художественная сила. Самое ценное – в избе сохранился первозданный интерьер (очень редкое явление не только на Урале): широкие колотые лавки, накатной потолок из целых бревен, пол из половиц (расколотых надвое бревен).

Изба бабы Кати в Коптеловском музее
Изба бабы Кати в Коптеловском музее

В октябре 2017 года в ограде старинной музейной избы в память об Иване Даниловиче Самойлове освятили часовню во имя Иоанна Богослова, любимого апостола Иисуса Христа. На северной и западной стенах часовни размещены фотографии, рассказывающие о жизни подвижника. Поставили часовню по инициативе директора Коптеловского музея Леонида Федоровича Русакова.

Музей в Нижней Синячихе

Вновь выезжаем на Алапаевскую трассу и мимо Алапаевска едем в село-сказку — Нижнюю Синячиху. Именно здесь Иван Данилович собрал памятники различных деревянных строений старой уральской деревни, шедевры уральской народной росписи, церковные святыни. Именно здесь он сумел спасти от разрушения красивейшую на всем Среднем Урале Спасо-Преображенскую церковь. Памятники деревянного зодчества живописно расставлены по всему селу, что на самом деле создает ощущение какой-то сказки. Кроме храма здесь представлено еще пять культовых сооружений — деревянных часовен разных типов, которые помогают представить, как выглядели в прошлом эти ушедшие напрочь из нашей жизни строения.

Часовни в Нижнесинячихинском музее
Часовни в Нижнесинячихинском музее

Спасо-Преображенский храм

Строительство храма

С 1724 года в Нижней Синячихе действовал железоделательный завод. После смерти в 1784 году Саввы Яковлева, самого крупного русского предпринимателя второй половины XVIII века, Алапаевская группа заводов, в том числе и Нижнесинячихинский завод, досталась его младшему сыну Сергею. В1794 году в Нижней Синячихе по указу Сергея Яковлева начинается строи­тельство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году.

Место для строительства было выбрано не случайно. Еже­годно после Ирбитской ярмарки тысячи торго­вых людей разносили по всему Уралу и России молву о синячихинском чудо-храме. По местной легенде церковь строил итальянский архитектор, специально нанятый Яковлевым. Но, по последним данным, храм возводил туринский зодчий, подарив среднеуральской земле лучший образец тобольского барокко. После этого в этом же стиле на Среднем Урале будет построено еще несколько церквей, правда более скромных.

По местной легенде во время строительства храма один из мастеров погиб, сорвавшись с лесов. Говорят, что еще в недалеком прошлом в церковной ограде у северной стены храма надгробная плита отмечала могилу строителя. Во время реставрации церкви в 1977 году, возможно, было открыто его имя: на очищенной из-под копоти фреске Иоанна Крестителя обнаружили текст: «Жертва Жукова И. П.» (с правой стороны недалеко от алтаря). Вероятно, в начале XIX века расписывавшие  храм художники Петербургской Академии художеств хорошо знали о произошедшем во время строительства несчастье и решили увековечить имя мастера.      

Разрушение храма

В 1937 году, в разгар антирелигиозной кампании, Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе закрыли, колокола были сброшены и отправлены на переплавку в Алапаевск. Два великолепных резных иконостаса с позолотой были разобраны, распилены пилой и расколоты топором, после чего сожжены в костре на храмовой площади. Здесь же было сожжено большинство икон. Несколько икон было взято колхозом и из них в тракторных вагончиках изготовили лавки и столы, на которых мужики сидели, спали, обедали, играли в карты. Руководил всем этим погромом некий Роман, чем-то озлобленный на церковь, который часть икон Спасо-Преображенского храма использовал в личном хозяйстве: из больших икон он сколотил уборную-туалет, в бане сделал полок и лавки.

Вся фресковая живопись нижнего этажа была избита и забелена, а пол в алтаре верхнего этажа выломан и использован для ремонта клуба. Ажурную церковную ограду разобрали, воспользовавшись кирпичом для строительства машинно-тракторной мастерской, а металлические детали отправили на переплавку в Верхнюю Синячиху. В самом храме в разное время размещались сначала мельница, затем зерносушилка и зерносклад. Местные власти хотели разрушить алтарь храма, чтобы грузовикам было удобно заезжать и разгружаться в здании оскверненной церкви, но после первых попыток разобрать алтарную стену, рабочие просто отказались от столь непосильной работы: стены оказались необыкновенно прочными. К середине 1960-х годов здание церкви пришло в полный упадок, оно явно доживало свои последние годы. Но совсем неожиданно у церкви появился защитник.  

Возрождение святыни. Иван Данилович Самойлов

С конца 1960-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. Работая землеустроителем, Иван Данилович бывал во многих селениях Алапаевского района. Однажды увидев разрушающийся нижнесинячихинский храм, он дал зарок, что спасет красавицу-церковь. Сперва Самойлов добивается, чтобы церковь поставили на учет в качестве памятника архитектуры, а затем на общественных началах в течение 10 лет организует реставрацию огромного храма. Так Иван Данилович, собрав группу пенсионеров-энтузиастов, начал возрождение святыни.

Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе сегодня
Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе сегодня

Большим препятствием в работе в первые три года было негативное отношение к возрождению храма среди части местного населения. Особенно бесчинствовали подростки. Сломают замки, окна, стащат стройматериалы или просто набезобразничают, нагадят в храме. Но, когда завершилась внешняя отделка храма, отношение резко поменялось, теперь не раз можно было услышать: «От такого памятника в Синячихе и ночью будет светло».

Одной из сложнейших операций было золочение главок храма. Выделенного золота не хватило, поэтому профессиональные реставраторы покрыли сусальным золотом лишь часть главок. Пришлось обратиться за помощью сразу к нескольким предприятиям района. На помощь пришел Верхнесинячихинский завод: целый день весь коллектив предприятия работал в пользу возрождающегося храма. На эти деньги было закуплено необходимое золото, а Иван Данилович освоил новую профессию, покрыв сусальным золотом оставшиеся четыре главки Спасо-Преображенского храма.

Заново пришлось воссоздавать храмовую ограду. По старым фотографиям Иван Данилович самолично выполнил чертежи ее металлических и каменных частей, по этим чертежам ограда и была восстановлена. Сразу после этого осенью 1977 года вокруг церкви в ограде Иван Данилович с помощниками высадили березки и один кедр напротив алтаря. Холодной и малоснежной зимой большинство берез погибло, еле-еле выжил кедр. Рассказывают, что за слабеньким деревцем Самойлов ухаживал, как за собственным ребенком: поливал, разрыхлял землю, делал обрезку подсохших веток. Так, на удивление многих, деревце выжило.

Большой проблемой в 1970-е годы было найти колокола для церкви. После долгих поисков Иван Данилович сумел приобрести три колокола у частников. Один из колоколов был из поселка Нейво-Шайтанского, из Петро-Павловского храма, другой – из Кыртомского монастыря, а третий – с пожарной вышки Алапаевска. Больших усилий стоило поднять колокола на колокольню. Лестница оказалась слишком узкой, пришлось стесывать кирпичную стену. Рассказывают, что как только первый колокол затащили, разразилась небывалая гроза. Кто-то пошутил, что очевидно сам Илья Пророк приветствует рестовраторов.

Родник "Данилыч" в Нижней Синячихе
Родник «Данилыч» в Нижней Синячихе

Со временем местные жители по достоинству оценили труд Самойлова. В 200 метрах от входа в храм они обустроили родник, который с уважением назвали Данилыч. Среди жителей Среднего Урала Иван Данилович первым получил высокое звание Почетного гражданина Свердловской области. А в стране его оценили как крупного реставратора памятников культуры, к примеру, приглашали для консультации реставраторы знаменитых Кижей. В августе 2008 года Ивана Даниловича не стало, его похоронили в ограде возрожденной им церкви, в десятке метров от его любимого кедра. Говорят, что это место Самойлов выбрал сам.

Собрание церковных книг, утвари и икон

Стены первого этажа храма, где находится собрание церковных книг, утвари и икон покрыты старинными фресками начала XIX века, расчищенными от копоти и подновленными в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Рецепт расчистки фресок подбирал сам Иван Данилович: вначале пробовали промывать детским мылом с кипяченой водой, но в наиболее сложных местах использовали смесь спирта с ацетоном. Самым загрязненным оказался алтарный участок: сегодня здесь оставлен небольшой квадрат на стене, не очищенный от копоти, чтобы представить, как выглядел весь алтарь. Говорят, чистить алтарные стены ни у кого не хватило сил, пришлось Ивану Даниловичу со своей женой Анной Ивановной выполнять эту работу самостоятельно.

В Спасо-Преображенском храме
В Спасо-Преображенском храме

В собрании икон есть настоящие реликвии. К примеру, в алтаре представлена храмовая икона Казанской Богоматери Казанской церкви из легендарной Арамашевской слободы. По дороге в Синячиху можно заехать в Арамашево и посетить эту ныне восстанавливаемую церковь, история которой связана с первыми годами освоения русскими среднеуральских земель.

Интересна история иконы Тихвинской Божией Матери (представлена также в алтаре) из древнейшей в Алапаевском районе Преображенской церкви села Тагильская слобода, ныне село Махнево. Ходят легенды, что в еще деревянном здании храма молился сам Симеон Верхотурский, очень любивший эту церковь, от Меркушино до Тагильской слободы лежала дорога почти в 40 километров, которая ныне называется Симеоновой тропой. В старину Тихвинская икона из Тагильской слободы была особо чтима, почиталась местными чудотворной. Рассказывают, что оклад иконы был необычайно богат, украшен дорогими самоцветами. В середине 1930-х годов храм закрыли, а затем начали ломать на кирпич. Годного кирпича получилось мало, из огромного храма кирпича вышло на маленькую аптеку в Махнево. Когда разбирали верхний этаж храма, одна женщина Плюхина Екатерина Филимоновна из соседней деревни Анисимовой обнаружила на первом этаже в груде мусора несколько икон, схватила две первые и бежать. Положила в телегу, бросила сверху соломы и быстрей в родную Анисимову. Одной из спасенных икон оказалась Тихвинская. Другие женщины тоже пытались взять иконы из Преображенского храма, но им не позволили. Позднее эти иконы раскололи топором, и сожги в качестве дров. В 1974 году Иван Данилович узнал об этой истории и поехал в Анисимову. Встретился с Екатериной Филимоновной и уговорил ее продать икону за 200 рублей. Потом долго вспоминал, как народ с удивлением смотрел, когда он перевозил огромную икону поездом в Алапаевск.

Р. М. Горбачева в Нижнесинячихинском музее. Фото 1991 года
Р. М. Горбачева в Нижнесинячихинском музее. Фото 1991 года

В собрании Нижнесинячихинского музея несколько икон с изображением Симеона Верхотурского. На одной из икон Симеон на историческом камне близь Верхотурья. Обращает на себя внимание икона царя Константина и царицы Елены из Рождественской церкви села Комарово. Эту икону подарили храму владельцы Алапаевских заводов, потомки Сергея Саввича Яковлева, в память об открытии узкоколейной железной дороги и пребывании их на станции Строкинской.

Среди священных книг представлена Библия из Кыртомского монастыря, что действовал до революции на северо-востоке от города Алапаевска. Этот монастырь был основан известным православным подвижником отцом Адрианом, с ним связана жизнь отца Игнатия Кевролетина, сыгравшего основную роль в сохранении православной веры в советском Верхотурье.

Часовня Ильи Пророка

Гордостью музея деревянного зодчества в Нижней Синячихе являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала.

Часовня Ильи Пророка
Часовня Ильи Пророка

Часовня Ильи Пророка представляет старейший на Урале тип культовых сооружений, состоит из простого сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круг­лым барабаном и луковицей. Такие церкви и часовни продолжали возводить и позднее, вплоть до конца XIX века в небольших деревнях, скитах и на сельских кладбищах. В Нижней Синячихе, по рассказам стариков, когда-то стояла такая часовня на кладбищенской Белой горе. Один из старожилов указал точное место, где находилась древняя часовня. По этим рассказам и была восстановлена старинная нижнесинячихинская святыня, в стенах которой многие поколения местных жителей нашли свой последний в этом мире приют.

Часовня Савватия и Зосимы Соловецких

С конца XVIII века культовые сооруже­ния Урала приобретают свои особенные черты, кото­рые отличают их от церквей европейской части страны. Уральские церкви и часовни по фасадам часто обшиваются тесом и красятся. Купола их вместо осинового лемеха покрываются железом и вен­чаются металлическими золочеными крестами. Оконные проемы обрамляются наличниками.

Часовня привезена из заброшенной деревни Кокшаровой, которая находится среди непроходимых болот на севере Верхнесалдинского района. По преданию, деревню основали монахи далекого северного Соловецкого монастыря. А случилось это при следующих обстоятельствах. В 1666 году на Церковном соборе был окончательно обозначен раскол в русской церкви. Не согласные с реформами патриарха Никона поднялись на борьбу. Самое крупное сопротивление властям оказали монахи Соловецкого монастыря. Устроенный на острове в качестве крепости с огромными запасами и сочувствующим местным населением, монастырь выдержал долгую осаду с 1667 по 1676 годы и пал лишь благодаря предательству перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход. Почти все защитники погибли в ожесточенной схватке, в живых остались лишь около 60 человек. Часть из них скрылись на далеком Урале, где в дали от больших дорог, посреди болот основали деревню Кокшарову.

Справа часовня Вознесения, слева - Савватия и Зосимы Соловецких
Справа часовня Вознесения, слева — Савватия и Зосимы Соловецких

С тех пор как беглецы поселились на Урале, прошло целое столетие, и вот в конце XVIII века потомки тех монахов поставили на окраине деревни часовню, освятив ее в честь святых Соловецкого монастыря Савватия и Зосимы. В начале XX века часовню пытались переделать в церковь, следы подновлений остались на алтарной стене: бревна здесь заметно моложе остальных и потому торцы бревен отличаются по цвету.

В музей часовню перевезли в 1981 году. Вывести ее по бездорожью из Кокшаровой было проблематично: летом здесь всегда грязи по колено. Пришлось тянуть грузовые автомобиле на буксире тракторами.

На выставке в часовне представлен макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского монастыря. По мнению Ивана Даниловича Самойлова, вероят­но, этот храм самый яркий в наших краях образец деревянного зодчества. Заброшенную церковь Иван Данилович планировал перевезти в Синячиху, но не успел, в июле 1972 года храм сгорел от удара молнии. В 1980-е годы мастер-столяр П. А. Харлов изготовил макет этого храма в одну семнадцатую натуральной величины.

Часовня Вознесения

Эта часовня появилась в музее из давно брошенной деревни Карповой Верхотурского уезда. Когда-то деревня лежала на шумной Бабиновской дороге, соединявшей европейскую Россию с Сибирью, но сегодня эти места совершенно обезлюдели.

Интересна история, как часовню перевозили из Карповой в Синячиху. В 1980 году Иван Данилович вместе со своим помощником Александром Ивановичем Окуловым приехали в деревню Карпову. Часовня находилась на грани гибели. Бульдозер случайно снес колокольню и ее уже оприходовали на дрова. На очереди была и основная часть строения. Пришлось срочно готовить часовню к эвакуации. Дня не хватило, заночевали в заброшенном доме мертвой деревни. Поздно вечером заявились четыре пьяных мужика, вербованные рабочие соседнего химлесхоза. Всю ночь пьянствовали, ругались, дрались, хвалились кто больше «на зоне» отсидел. Один вел себя особенно агрессивно, пытался вступить с гостями в драку, угрожал ножом. Но, несмотря на ужасную ночь, пришлось терпеть, оставлять часовню было нельзя. На следующий день на четырех грузовых автомобилях, которые тянули на буксире тракторами, часовню вывезли в Нижнюю Синячиху.

По замечанию Ивана Даниловича Самойлова, часовня Вознесения самое яркое и веселое строение в музее. Как и крестьянские избы, часовню расписывали переходившие из села в село «красильщики».

Часовня Александра Невского          

На скале под название Камешок над Синячихинским прудом стоит необычная по архитектуре часовня Александра Невского из села Останино Алапаевского района (в нескольких километрах от Синячихи по дороге на Ирбит), расписанная, как и часовня Вознесения, кармакскими красильщиками. По преданию ее построили из разобранной в конце XVIII века Екатерининской церкви упраздненного Невьянского Богоявленского монастыря (ныне село Кировское Алапаевского района).     

Часовня Александра Невского в Нижней Синячихе
Часовня Александра Невского в Нижней Синячихе

Спасская часовня  

На древней Бабиновской дороге, на участке между Соликамском и Верхотурьем, на севере Среднего Урала, стояла деревня Юрты, по преданию, названная так, потому что была поставлена на месте мансийского поселения: когда-то здесь стояли юрты аборигенов. В старину деревня славилась своими целителями и знахарями. Вылечить, вернуть человеку силы и здоровье могли многие местные крестьяне. Рассказывают, что в 1881 году один именитый екатеринбургский купец приехал в Юрты с какой-то внутренней болезнью, за которую уже ни один доктор не брался. Местный целитель купца от той болезни в несколько дней избавил. Так как денег он не брал, предприниматель в знак благодарности  возвел в Юртах Спасскую часовню.

Спасская часовня в Нижней Синячихе
Спасская часовня в Нижней Синячихе

В начале 1970-х годов архитектурная экспедиция обнаружила в заброшенных к тому времени Юртах полуразрушенную часовню. Строение разобрали, говорят, под каждым ее углом была заложена монетка, и перевезли в село Шурала Невьянского района, где часовню отреставрировали, удачно вписав в общую картину селения. Но со временем бесхозное строение и в Шурале начало ветшать. Говорят, на рубеже 1980 – 1990 годов по инициативе областного краеведческого музея часовня была вывезена в Свердловск, где выставлена в помещении ДК имени Дзержинского. Осенью 2001 года И. Д. Самойлов написал письмо областному министру культуры, где указал на то, что негоже памятнику деревянной архитектуры находиться в закрытом помещении, предложив разместить Спасскую часовню в Нижней Синячихе. Вскоре миниатюрная юртинская часовня становится одним из украшений музея.

Экскурсию по всему музею Нижней Синячихи Вы можете совершить, перейдя по ссылке: