Артемовский район – земля новомучеников

Экскурсию по Артемовскому району представляет турфирма “Малыш и Карлсон” из города Реж

Кажется ни в одном другом районе Среднего Урала не было в годы гражданской войны убито столько священников, как это произошло в 1918 году в районе Егоршино (ныне Артемовский район). В 2002 году 8 из погибших священнослужителей были причислены к лику святых в качестве священномучеников.

Эти зверства были вызваны небывалым ожесточением гражданского противостояния в условиях отступления красной армии и концентрации отступающих частей красных в районе узловой станции Егоршино. Спасти положение пытались насильственной мобилизацией местного населения, чем вызвали большие волнения. Виновными в том, что на местах крестьяне не признают советскую власть, большевики считали духовенство. Начались аресты и казни. «…в са­мом се­ле­нии Егор­ши­но… ду­хо­вен­ству во­об­ще при­шлось по­чти вез­де быть глав­ным по­сле бур­жу­а­зии объектом озлоб­ле­ния. Один свя­щен­ник рас­ска­зы­ва­ет, как ему несколь­ко дней при­шлось голодному ски­тать­ся в ле­су, спа­са­ясь на дере­вьях не толь­ко от красно­ар­мей­цев, но и рыс­ка­ю­щих вол­ков. Убий­ство свя­щен­ни­ков неред­ко со­про­вож­да­лось ко­щун­ством». В Ирбит­ском уез­де священники на­ча­ли по­ки­дать при­хо­ды. Остаться при храме и продолжать служить было уже настоящим подвигом.

Село Покровское

Покровский храм

Село Покровское возникло в качестве заимки Невьянского Богоявленского монастыря в 1649 году и первое время так и называлось Заимка. В 1659 году в связи со строительством деревянной Покровской церкви получает свое современное название. Деревянный Покровский храм не раз горел. Самым ужасным был пожар 30 июня 1663 года. Тогда восставшие кочевники сожгли село, мужиков перебили, а оставшихся в живых местных жителей, закрывшихся в храме, сожгли вместе с церковью. Всего тогда погибло более сотни местных жителей, многие были уведены в полон. Позднее, собравшись с силами, регулярные войска вместе с монастырским ополчением во главе со старцем Давидом и местные крестьяне дали бой кочевникам у села Гостьково на реке Реж, нанеся большой урон последним. С тех пор поле боя у Гостьково до наших дней именуется Побоищем, ныне на нем установлен Поклонный крест.

В 1821 году в большом селе только освободившемся от приписки к заводам Демидовых (бывшее монастырское село с 1703 по 1814 год было закреплено за демидовскими заводами) была построена самая большая в окрестных местах двухэтажная церковь. В нижнем этаже был освящен престол во имя Покрова Божией Матери, а в верхнем – во имя Троицы.

С 1835 по 1861 год в Покровском храме в качестве дьякона случил Матвей Мамин, дед известного писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. Маленький Дима не раз приезжал к дедушке и позднее оставил в своих произведениях (к примеру “Отрезанный ломоть”) краткие, но колоритные описания села, а некоторые жители Покровского стали героями маминских произведений. В 1843 году в селе была открыта одна из первых сельских школ в этих краях: среди инициаторов открытия учебного заведения были священник Александр Словцов и дьякон Матвей Мамин. Сегодня рядом со здание старинного храма находится здание старой воскресной школы, которое до реставрации храма в 1997 году приспособили под молитвенный дом.

В Покровском храме был крещен Александр Фадеев, отец известного советского писателя А. А. Фадеева, автора романа “Молодая гвардия”. Предки писателя, начиная с Фаддея Ильина, поселившемся в Покровском в XVII веке, жили в этом селе.

Конец лета – начало осени 1918 года были очень драматичными для села: невероятный накал гражданского противостояния, а затем настоящие бой вокруг села, а в сентябре и в самом селе, привели к гибели многих десятков жителей Покровского. Во время боев на колокольне храма находился дозор белых, красные открыли артиллерийский огонь, отчего колокольня сильно пострадала. После этого многие годы в стене храма торчал один из снарядов.

В 1934 году Покровский храм закрыли, лишь в наше время передав его Церкви. Сегодня медленно, но ведется реставрация старинного храма.

Священномученик Платон Горных. Одна из историй кровавого 1918 года

В ап­ре­ле 1894 го­да ба­тюш­ка Платон Горных пе­ре­ехал с се­мьей в се­ло По­кров­ское Ирбит­ско­го уез­да, в По­кров­ской церк­ви ко­то­ро­го он и совер­шал священ­ни­че­ское слу­же­ние до сво­ей му­че­ни­че­ской кончины в 1918 году.

В Ир­бит­ском уез­де со­вет­ская власть уста­но­ви­лась в фев­ра­ле 1918 го­да. На ме­стах ста­ли фор­ми­ро­вать­ся крас­но­гвар­дей­ские от­ря­ды для защиты Со­ве­тов. Та­кой от­ряд был со­здан в ян­ва­ре 1918 го­да в се­ле Егор­шин­ском А. О. Пав­лов­ским, ра­бо­тав­шим сле­са­рем в де­по на железно­до­рож­ной стан­ции. Вско­ре этот от­ряд стал ис­пол­нять каратель­ные функ­ции, чис­лен­ность его уве­ли­чи­лась.

Священник Покровского храма Платон Горных в кругу семьи
Священник Покровского храма Платон Горных в кругу семьи

Через неко­то­рое вре­мя во­ен­ком села Покровского до­нес Пав­лов­ско­му, буд­то отец Пла­тон от­кры­то вы­сту­па­ет про­тив со­вет­ской вла­сти. В дока­за­тель­ство бы­ли пе­ре­да­ны сло­ва, яко­бы ска­зан­ные священником: «Ну как мож­но те­перь прий­ти в Со­вет, что за власть со­бра­лась: рвань с гряз­ны­ми ру­ка­ми. Си­дишь за крас­ным сто­лом, и по­го­во­рить нель­зя, да и го­во­рить-то не уме­ют». Эти сло­ва силь­но заде­ли Пав­лов­ско­го. Он взял с со­бой несколь­ко крас­но­гвар­дей­цев и они до вос­хо­да солн­ца на дре­зине вы­еха­ли в По­кров­ское, чтобы произ­ве­сти у свя­щен­ни­ка обыск, аре­сто­вать и «лик­ви­ди­ро­вать» его.

«Я да­вал рас­по­ря­же­ние: «К се­ма­фо­ру!». Это зна­чи­ло – рас­стре­лять. Это бы­ли два сло­ва, ко­то­рые пре­кра­ща­ли жизнь контр­ре­во­лю­ци­о­не­ра и осво­бож­да­ли ра­бо­чий класс от лиш­ней па­ко­сти, ме­ша­ю­щей рабочему клас­су тво­рить ве­ли­кое де­ло», – пи­сал Пав­лов­ский. При этом у него да­же не воз­ник­ло мыс­ли пе­ре­про­ве­рить ин­фор­ма­цию: дей­стви­тель­но ли отец Пла­тон го­во­рил та­кие сло­ва или его оклеветали недоброжела­те­ли.

В июле 1918 го­да крас­но­гвар­дей­цы во­шли в дом свя­щен­ни­ка, ко­гда ма­туш­ка го­то­ви­ла зав­трак. Она сна­ча­ла рас­те­ря­лась, но, взяв се­бя в ру­ки, спо­кой­но и веж­ли­во при­гла­си­ла незва­ных го­стей за стол. Коман­дир от­ря­да при­ка­зал сво­им бой­цам «хо­ро­шень­ко за­ку­сить», не стес­нять­ся то­го, что «гряз­ные ру­ки по­пу и по­па­дье не нра­вят­ся». Ко­гда зав­трак был съе­ден, крас­но­гвар­дей­цы объ­яви­ли от­цу Пла­то­ну, что при­е­ха­ли с обыс­ком, так как пред­по­ла­га­ют, что у него хра­нит­ся офицер­ское об­мун­ди­ро­ва­ние и ору­жие. Во вре­мя обыс­ка действительно бы­ли най­де­ны об­мун­ди­ро­ва­ние, ре­воль­вер, шаш­ка и вин­тов­ка. Эти ве­щи, ско­рее все­го, при­над­ле­жа­ли сы­ну от­ца Пла­то­на, ко­то­рый на­хо­дил­ся в вой­сках Ду­то­ва. Свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли и хотели по­сле крат­ко­го до­про­са рас­стре­лять.

Но ко­гда ба­тюш­ку ста­ли вы­во­дить, воз­ле его до­ма уже со­бра­лось около 500 сель­чан. В то вре­мя неча­сто слу­ча­лось, чтобы при­хо­жане при аре­сте сво­е­го свя­щен­ни­ка ста­ра­лись его за­щи­тить. Ви­ди­мо, отец Пла­тон смог стать для них истин­ным пас­ты­рем, ра­ди ко­то­ро­го они бы­ли го­то­вы да­же подвергнуть се­бя опас­но­сти. Жен­щи­ны с кри­ком на­бро­си­лись на крас­но­гвар­дей­цев и по­пы­та­лись осво­бо­дить священни­ка. То­гда Павлов­ский вы­хва­тил шаш­ку и при­гро­зил, что зару­бит вся­ко­го, «кто по­сме­ет… от­ни­мать по­па». Кро­ме то­го, он взял в ру­ки бом­бу и приго­то­вил­ся бро­сить ее в тол­пу. Но лю­ди не расходились и про­си­ли не уби­вать свя­щен­ни­ка. Крас­но­ар­мей­цы да­ли залп в воз­дух, быст­ро се­ли с от­цом Пла­то­ном на дре­зи­ну и по­еха­ли в штаб на стан­цию Егор­ши­но.

«Зло­ба ме­ня ду­ши­ла на по­па… Я хо­тел сна­ча­ла по­кон­чить с по­пом, спу­стив­шись под первую го­ру от По­кров­ско­го, но пе­ре­ду­мал», – писал Пав­лов­ский. Он ре­шил по­му­чить свя­щен­ни­ка, за­ста­вить его, по­чти 60-лет­не­го, вез­ти дре­зи­ну: «Тут все с гряз­ны­ми ру­ка­ми, а ты с чистыми… ве­зи сам се­бя, а за счет те­бя по­едем и мы». Отец Пла­тон сна­ча­ла от­ка­зал­ся – для него та­кой труд был непо­силь­ным. «Я то­гда вы­нул на­ган и дал сро­ку три ми­ну­ты, а сам был до­во­лен, что он откажет­ся, так как не на­до бу­дет во­зиться с ним даль­ше. Я направил ре­вольвер на него, ско­ман­до­вал: «Раз… два», но поп, не ожи­дая „три“, ска­зал: «Хо­ро­шо, бу­ду кру­тить дре­зи­ну». Фигу­ра по­па бы­ла ко­мич­на. День был жар­кий, поп вы­со­ко­го ро­ста. Ко­гда он на­ги­бал­ся, во­ло­са рассы­па­лись на ли­цо, по во­ло­сам – пот, пыль… похож он был на… дика­ря из Аф­ри­ки».

В шта­бе Пав­лов­ский рас­счи­ты­вал по­лу­чить раз­ре­ше­ние на рас­стрел от­ца Пла­то­на. Но на стан­ции на­ча­лись вол­не­ния сре­ди ра­бо­чих де­по, мно­гие из ко­то­рых бы­ли из се­ла По­кров­ско­го, хо­ро­шо зна­ли и любили от­ца Пла­то­на. Раз­би­рать­ся в си­ту­а­ции при­е­хал ко­мис­сар Севе­ро-Ура­ло-Си­бир­ско­го фрон­та Ге­ор­ген­бер­гер, ко­то­рый пред­ло­жил от­пу­стить свя­щен­ни­ка под рас­пис­ку, а рас­стре­лять по­том, при бо­лее удоб­ном слу­чае. Так и бы­ло сде­ла­но – от­ца Пла­то­на от­пу­сти­ли.

В Ир­бит­ском рай­оне дей­ство­ва­ли и дру­гие крас­ные от­ря­ды, ко­то­рые так­же гра­би­ли на­се­ле­ние, аре­сто­вы­ва­ли, уби­ва­ли… В кон­це июля отец Пла­тон с еще од­ним свя­щен­ни­ком, от­цом Фло­рен­ти­ем Тро­иц­ким и его сы­ном, гим­на­зи­стом, был аре­сто­ван ла­ты­ша­ми-красноармейцами, ко­то­рые, об­ви­нив их в со­чув­ствии бе­лым, по­вез­ли в штаб на стан­цию Егор­ши­но, чтобы там рас­стре­лять. Го­то­вясь к смер­ти, свя­щен­ни­ки ис­по­ве­да­лись друг у дру­га. По вос­по­ми­на­ни­ям от­ца Фло­рен­тия, на ду­ше ста­ло лег­че, страх смер­ти от­сту­пил от них. Но не до­ве­зя до стан­ции ше­сти верст, ла­ты­ши от­пу­сти­ли арестованных.

При­бли­зи­тель­но в это вре­мя в се­ле По­кров­ском крас­ны­ми бы­ла объяв­ле­на мо­би­ли­за­ция, од­на­ко кре­стьяне при­ня­ли ее очень неохотно; под­ле­жав­шие при­зы­ву ста­ли скры­вать­ся в ле­сах. По до­но­су од­но­го из кре­стьян в ночь на 9 ав­гу­ста 1918 го­да в се­ло Покров­ское ворвал­ся от­ряд ка­ра­те­лей. Отец Пла­тон и отец Фло­рен­тий Тро­иц­кий бы­ли вновь аре­сто­ва­ны. Со­брав на­род, ка­ра­те­ли вы­би­ра­ли каж­до­го де­ся­то­го, ста­ви­ли у сте­ны до­ма и, угро­жая рас­стре­лом, требова­ли пока­зать, ку­да ушли мо­би­ли­зо­ван­ные кре­стьяне. Так продол­жа­лось несколь­ко ча­сов, за­тем был вы­не­сен при­го­вор: от­ца Пла­то­на и двух при­хо­жан рас­стре­лять на страх дру­гим, а осталь­ных от­пу­стить.

Священномученик Платон Горных
Священномученик Платон Горных

Око­ло двух ча­сов дня при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние. В вер­сте от хра­ма, в неболь­шом ле­соч­ке отец Пла­тон был убит. Смерть бы­ла мгно­вен­ной: од­на пу­ля по­па­ла в серд­це, дру­гая — в пра­вое лег­кое. Встре­тил смерть отец Пла­тон му­же­ствен­но, со сло­жен­ны­ми кре­стом на гру­ди ру­ка­ми.

11 ав­гу­ста 1918 го­да свя­щен­ник Фло­рен­тий Тро­иц­кий похоро­нил от­ца Пла­то­на с дру­ги­ми уби­ен­ны­ми на при­ход­ском кладби­ще без отпевания, а на со­ро­ко­вой день по­сле рас­стре­ла но­чью тай­но от­пел их.

В июле 2002 го­да свя­щен­но­му­че­ник Пла­тон Гор­ных был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Город Артемовский. Станция Егоршино

Так уж тогда повелось, что расстрелы очень часто устраивали на железнодорожных станциях (наверное оттого, что на станциях часто находились штабы воинских подразделений). Самыми кровавыми в 1918 году стали станции Егоршино, Алапаевск и Синара (ныне “292 километр” в городе Каменске-Уральском). Всего за август – сентябрь 1918 года на станции Егоршино было замучено и убито 4 священнослужителя, которых в наши дни причислили к лику святых.

Священномученик Александр Медведев

Несмотря на опасность, диакон Александр Медведев оставался служить в Иоанно-Предтеченском храме села Больше-Трифоновское. Он был обвинен в контрреволюционных действиях 10 сентября 1918 года и без суда и следствия убит (изрублен шашками) красногвардейцами на станции Егоршино. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. диакон Александр Медведев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Николай Пономарев

Остался вместе со своими прихожанами и Никольским храмом села Шогринского дьякон Николай Пономарев. Силой отправленный на общественные работы на станцию Егоршино, он не вернулся домой, был убит на станции большевиками в период с 10 августа по 21 сентября.

Священномученик Николай Пономарев
Священномученик Николай Пономарев

Священномученик Константин Словцов

Отец Кон­стан­тин Слов­цов, настоятель егоршинского храма Ильи Пророка, то­же мог уехать из се­ла, ко­то­рое ста­ло ме­стом скоп­ле­ния враж­деб­ных Церк­ви груп­пи­ро­вок, но он это­го не сде­лал, не оста­вил без ду­хов­но­го окорм­ле­ния сво­их при­хо­жан, а про­дол­жал слу­жить, все упо­ва­ние воз­ло­жив на Бо­га. Неза­дол­го до при­хо­да бе­лых в се­ле Егоршин­ском вспых­ну­ло вос­ста­ние про­тив боль­ше­ви­ков. Взбунтовались мо­би­ли­зо­ван­ные в Крас­ную ар­мию же­лез­но­до­рож­ные ра­бо­чие и слу­жа­щие, ко­то­рых со­би­ра­лись вы­вез­ти в Ека­те­рин­бург. Ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет за­про­сил по­мо­щи для по­дав­ле­ния восстания у от­ря­да Пав­лов­ско­го, ко­то­рый в это вре­мя усми­рял сопротив­ле­ние боль­ше­ви­кам в дру­гом рай­оне. Пав­лов­ский сроч­но вер­нул­ся в Егор­шин­ское и по­тре­бо­вал вы­дать ему «ор­га­ни­за­то­ров вос­ста­ния», при­чем сам опре­де­лил, ко­го ими счи­тать. В сво­их воспоми­на­ни­ях он пи­сал, что ру­ко­во­ди­те­ля­ми вос­ста­ния бы­ли несколь­ко че­ло­век, в том чис­ле отец Кон­стан­тин Слов­цов. Все эти люди бы­ли аре­сто­ва­ны и вско­ре рас­стре­ля­ны. Осо­бен­но звер­ски красные рас­пра­ви­лись с от­цом Кон­стан­ти­ном: пе­ред смер­тью его мучи­ли, ко­ло­ли шты­ка­ми, от­ру­би­ли нос вме­сте с верх­ней гу­бой, затем рас­стре­ля­ли. Это про­изо­шло 2 ав­гу­ста 1918 го­да. С уби­то­го священ­ни­ка сня­ли епи­тра­хиль, на­де­ли её и да­ро­но­си­цу на ко­ро­ву, ко­то­рую ста­ли во­дить в та­ком ви­де по се­лу. Позд­нее дарохранительни­ца бы­ла най­де­на у од­но­го из крас­но­ар­мей­цев, напол­нен­ная та­ба­ком. Квар­ти­ру от­ца Кон­стан­ти­на крас­ные разграбили.

Сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ной отец Кон­стан­тин по­ка­зал преданность Пра­во­слав­ной ве­ре и Церк­ви, му­же­ство и ве­ли­чие ду­ха про­сто­го сель­ско­го пас­ты­ря. Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 17 июля 2002 го­да отец Кон­стан­тин про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Священномученик Петр Снежницкий

С 1917 года в качестве священника в Иоанно-Предтеченском храме села Большое Трифоново служил отец Петр Снежницкий. 20 сентября он принял мученическую кончину на станции Егоршино. Его арестовали за то, что он служил сорокоуст по убитому большевиками своему собрату священнику. При расстреле отца Петра только ранили, но добивать его палачи не стали и еще живого зарыли в землю. Перед убийством ими был разграблен дом и все имущество батюшки. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священник Петр Снежницкий прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2010 году его имя включено в Собор Екатеринбургских святых.

Село Шогринское

Николаевский Храм

Храм Николая Чудотворца в Шогринском. Фото Александра Полякова
Храм Николая Чудотворца в Шогринском. Фото Александра Полякова

Каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца был заложен в селе Шогринское в 1804 году рядом с обветшавшей деревянной церковью. В 1831 году храм освятили. Храм построили в нарядном стиле барокко, необычно для здешних мест было пятикупольное завершение церкви миниатюрными главками. В 1830 году в Шогинском родилась в семье дьякона Понамарева и здесь же была крещена Анна Степановна Пономарева, которая позднее вышла замуж за священника Стефана Попова. У них родился сын Александр Попов, знаменитый русский физик, изобретатель первого в мире радио.

Барочный декор на стенах Николаевского храма в Шогринском
Барочный декор на стенах Николаевского храма в Шогринском

В советское время в 1938 году храм был закрыт. Многие иконы были сожжены, имущество растащили, колокола сбросили, внутреннее пространство храма обезобразили. Позднее разобрали боковые приделы, здание опусташенного храма служило то клубом, то складом, то гаражом. Лишь в 1992 году храм был возвращен верующим, но восстановление церкви началось лишь в начале XXI века.

Николаевский храм в Шогринском
Николаевский храм в Шогринском

Общим трудом сельчане восстановили кирпичную кладку, закрыли железом купола. Сбор средств и стройматериалов на восстановление ведется всем миром. Предприниматели выделили гвозди, доски, цемент. Бабушки-пенсионерки внесли скромную лепту в церковную кружку. Мужчины образовали бригаду строителей. Но работы из-за недостаточного финансирования идут медленно.

Священномученики Шогринского Николай Пономарев и Петр Снежницкий

С сен­тяб­ря 1902 го­да Ни­ко­лай Пет­ро­вич Пономарев был определен на должность псаломщика в Николаевскую церковь. В ав­гу­сте 1916 го­да он был удо­сто­ен ру­ко­по­ло­же­ния в сан диа­ко­на и остав­лен на прежнем ме­сте — в се­ле Шо­грыш­ском. 10 августа 1918 года отца Николая отправили на станцию Егоршино на общественные работы, там он и был убит большевиками. Точная дата неизвестна, произошло это с 10 августа по 21 сентября. В 1917 году некоторое время священником Николаевского храма в Шогринском являлся Петр Снежницкий, который был также расстрелян на станции Егоршино (смотрите выше).

Село Мироново

Храм Георгия Победоносца

Необыкновенно красивые природные картины открываются каждому, кто бывал в окрестностях села Мироново. Особенно поражают многочисленные прибрежные скалы на реке Реж, вдоль которых проложены туристические тропы. Ну а главным украшением самого села несомненно является Георгиевская церковь.

Георгиевский храм в Мироново в начале XX века
Храм Георгия Победоносца в Мироново в начале XX века

Всякое село от деревни в старину в первую очередь отличалось наличием церкви. В 1759 году в центре Мироново был срублен деревянный Георгиевский храм, после чего деревня получила сельский статус. В 1801 году деревянный храм за ветхостью был разобран. Началось строительство каменного. В 1818 году храм освятили во имя Георгия Победоносца, говорят, в честь победы русского воинства над Наполеоном. В 1835 году в церкви был освящен холодный придел в честь Покрова Божией Матери.

Геогиевский храм в Мироново – выдающийся образец сибирского барокко на Урале, единственное здание в стиле барокко на берегах реки Реж. Храм стилистически близок Спасо-Преображенскому в Нижней Синячихе. Сохранились две церкви очень похожие на мироновскую: в селе Карачельское Курганской области и в селе Белоярское Тюменской области.

Георгиевский храм в Мироново в начале XX века
Современное состояние Георгиевского храма

В 1932 году храм закрыли, пытались снести. По рассказам, колокольню обмотали тросами, подцепили к тракторам и «пытались вырвать из земли». Но церковь выстояла. В дальнейшем опустошенное строение использовали в хозяйственных целях: здесь была кузница, гараж, еще несколько лет назад на колокольне можно было увидеть огромную бочку. В наше время церковь признали не подлежащей восстановлению. Но местные жители решили, что смогут опровергнуть выводы специалистов. Большую роль в этом сыграл житель Екатеринбурга Роман Вадимович Кушкин, чьи предки родились и выросли в Мироново. 6 мая 2010 года установили крест шпиля, так началось возрождение храма.

Вид на храм Георгия Победоносца с Мироновских скал
Вид на храм Георгия Победоносца с Мироновских скал

На отреставрированную колокольню подняты семь колоколов, самый главный, Благовест, подняли в 2012 году. Электронная система каждый час организует колокольные звоны. Многие отмечают звучание мироновских колоколов.

Священномученики Иоанн Шишов и Иоасаф Панов

Перед въездом в село, у моста через Реж, с правой стороны, Памятный крест на камне в память о расстрелянных в 1918 году местных священниках Иоанне Шишове и Иоасафе Панове, канонизированных в 2002 году в лике новомучеников и исповедников Российских.

Памятный крест
Памятный крест в память о расстрелянных в 1918 году Иоанне Шишове и Иоасафе Панове

Иоанн Шишов служил в Георгиевском храме с 1900 года, укоренился в этих местах, был здесь человеком уважаемым, много сделавшим не только на ниве духовной, но и в области просвещения, являясь заведующим церковно-приходской школой деревни Липинской. Иоасаф Панов случил в мироновской церкви с 1914 года.

Иоанн Шишов (в центре) с родными и близкими ему людьми
Иоанн Шишов (в центре) с родными и близкими ему людьми

26 августа 1918 года в Мироново вошел отряд из пяти конных красноармейцев. Явившись домой к служившим там священникам, они объявили о поступившем на батюшек доносах с обвинением в антисоветской агитации, приказав собираться и следовать с ними в штаб, который располагался на станции Егоршино. Священников вызвались проводить сыновья. Вот что писалось позднее об этом убийстве в газете “Уральская жизнь”: “Выехали за село. Проехали с версту. “Стой”, – командуют красные. Священники остановились. “Попы-черти, вылезайте! И ты, белогвардеец (сын отца Панова)!” Священники и молодой человек слезли. Сын отца Шишова остался на лошади. “Ну, попы, вставайте в ряд, поднимайте руки вверх, молитесь своему Богу, сейчас вас расстреляем”, – командуют изверги. Следует брань, залпы из ружей, и три жертвы пренесены… Свидетель этой сцены, сын отца Шишова, сидел как бы окаменелый, потеряв рассудок…”. Так священники, служившие вместе, вместе и смерть приняли мужественно и бестрепетно.

Деревня Родники

По дороге в село Мироново, километра за два, справа расположена деревня Родники (в прошлом Лягушино). Здесь в 1906 году была перестроена из часовни и освящена небольшая Вознесенская церковь. В 1930 году храм был закрыт. В течение последующих десятилетий в разоренном храме размещался зерносклад, затем электрощитовая. К концу века в вымирающей деревне бывшая церковь оказалась заброшенной.

Вознесенский храм в Родниках в наши дни
Вознесенский храм в Родниках в наши дни

Храм отличается тем, что в нем хорошо сохранились старинные фресковые росписи, а также, очень удивительно, часть иконостаса. Сегодня ставится вопрос о возрождении храма. Святыней заинтересовалась уроженка деревни Татьяна Петрова, известная исполнительница русских песен, заслуженная артистка России. С 15 лет, когда она выдержала конкурс в Государственный Уральский народный хор, и до наших дней Татьяна Юрьевна радует людей своим пением, возрождая русскую национальную культуру.

Сохранившаяся часть иконостаса и росписей Вознесенской церкви
Сохранившаяся часть иконостаса и росписей Вознесенской церкви

Священномученик Константин Попов

5 красноармейцев, расстрелявшие 26 августа 1918 года двух священников Георгиевского храма села Мироново, после расправы направились в сторону Егоршино. По дороге случайно встречают священника Вознесенской церкви села Лягушинского отца Константина Попова, ехавшего в коробке. Вот как описаны последовавшие за этим события в статье “Гонения на духовенство”: “Озверелые убийцы бросаются к нему, стаскивают с коробка, бьют его, мучат, наконец прикалывают штыками. После этого красноармейцы поглумились и над телом священника: бросили его в падинник, куда крестьяне вывозили дохлую скотину, и запретили местным жителям его хоронить”.

Священномученики Константин и Александр Поповы
Священномученики Константин и Александр Поповы. Икона из Свято-Троицкого собора Екатеринбурга

Использованы материалы сайта azbyka.ru