Свято-Николаевский женский монастырь в Туринске

Свято-Николаевский женский монастырь в Туринске

Вид на дореволюционный Туринск. В центре, на заднем плане — Вознесенский храм Свято-Николаевского монастыря

Предыстория Николаевской обители

В 1604 году в Туринске был создан Покровский женский монастырь, преобразованный в 1624 году в мужской. Долгое время все сооружения обители были деревянные, лишь в 1785 году освятили каменную Вознесенскую церковь, построенную по инициативе и, по некоторым данным, на средства туринского воеводы И. А. Панаева. Этот воевода был дедом известного в России поэта-сентименталиста В. И. Панаева, прадедом И. И. Панаева, который после А. С. Пушкина вместе с Н. А. Некрасовым издавал самый популярный в XIX веке русский журнал «Современник».

Свято-Николаевский монастырь в Туринске
Свято-Николаевский монастырь в Туринске

В конце 30-х годов XVIII века, еще до постройки каменного храма, туринских иконописцев, расписывавших иконостас монастырской церкви, консультировал известный русский живописец Иван Никитин. При Петре I Никитин был ведущим в России художником, имевшим исключительное право писать царские портреты. Можно сказать, что Никитин был первым русским художником нового времени. При Анне Иоанновне бывшая жена Никитина, желая отомстить мужу и завладеть его домом, сделала донос, обвинив его в измене государыне. В 1738 году Никитина сослали в Тобольск. Находясь в ссылке, он не раз бывал в Туринске. Здесь написал портреты многих знатных горожан, в том числе воеводы Л. Пашкова, помогал расписывать иконостасы трех Туринских храмов, в том числе и монастырского.

После закона о секуляризации 1764 года Туринский монастырь оказался за штатом, то есть совершенно без всякой материальной поддержки со стороны государства. Очевидно, эти обстоятельства привили к тому, что постепенно численность братии в обители уменьшалась, и в начале XIX века монастырь практически перестал существовать.

Краткая история Николаевского монастыря

В 1799 году в Сибири, недалеко от города Кузнецка, поселились прошедшие большой путь старчества пустынножители Василиск и Зосима. По просьбе вдовы Конюховой они начали наставлять ее в правилах монашеской жизни. Постепенно к вдове начали присоединяться другие женщины, образовалась община. По мнению старцев, для женской обители место в деревне среди мирян было неподходящим, потому Зосима отправляется на поиски другого места.

В Туринске он обнаружил пустые стены бывшего мужского монастыря, и в 1822 году по указу Александра I туринский монастырь был преобразован в женский Николаевский.

Вид со стороны монастыря на подгорную часть Туринска, фото начала XX века
Вид со стороны монастыря на подгорную часть Туринска, фото начала XX века

Сестер отец Зосима разместил в кельях, а сам поселился в старой баньке. Отец Василиск остался жить в лесу, в уединении, в 8 верстах от обители. Фактически отец Зосима был не только попечителем, но и руководителем монастыря. В обители установились порядки строгие, но справедливые, а между сестрами царили сердечные отношения.

Беда подкралась неожиданно: мать и дочь Васильевы, заведуя финансами обители, решили захватить в обители власть, написав на старца лживый донос. В результате отец Зосима при поддержке влиятельных родственников Васильевых был отстранен от попечительства обители, а Августа Васильева стала первой настоятельницей монастыря. Вскоре наветы Васильевых вскрылись благодаря раскаянию последних, в Туринске росло недовольство жителей, именно потому власти попросили отца Зосиму выехать за пределы Туринска.

Вскоре после отъезда отца Зосимы старец Василиск, все более нуждавшийся в уходе, переселился в монастырь и умер здесь 29 декабря 1824 года. Старец был погребен близь алтаря Вознесенской монастырской церкви, позднее над его могилой была поставлена часовенка.

Монастырский храм Вознесения Господня, монастырская стена и башенка, фото начала XX века
Монастырский храм Вознесения Господня, монастырская стена и башенка, фото начала XX века

Со временем число насельниц монастыря постоянно увеличивалось: если в 1828 году в обители проживало 30 человек, то в 1907 году – 190. Основой хозяйственной деятельности монастыря были значительные земельные владения, важным подспорьем стал свечной заводик, открытый в 1875 году. Кроме того, сестры выполняли различные рукодельные работы. Обитель занималась активной просветительской деятельностью. В 1846 году при монастыре было открыто училище для девиц духовного звания, а в 1885 году – церковно-приходская школа для проживавших в обители девочек-сирот.

История туринского монастыря связана с жизнью многих знаменитых людей. В конце 1820-х годов в Туринске часто бывал известный композитор А. А. Алябьев, создатель романса «Соловей», который в это время находился в ссылке в Тобольске. В Николаевском монастыре он устраивал концерты духовной музыки.

Вознесенская церковь Свято-Николаевского монастыря в Туринске
Вознесенская церковь Свято-Николаевского монастыря в Туринске

Настоятельница Туринского монастыря не раз останавливалась в Тобольске у матери гениального ученого-химика Д. И. Менделеева. Несколько раз бывала в обители сестра ученого Ольга, а другая сестра Менделеева Аполлинария страстно желала в этом монастыре постричься в монашки. Дмитрий Иванович специально ездил в Николаевский монастырь, чтобы изучить здешний быт. Убедившись в суровости оного, вместе с матерью запретил сестре сделать ответственный шаг по причине слабости ее здоровья.

Главным благотворителем в истории обители был местный купец С. А. Чирков, владелец чайных плантаций в Китае. Более всего он прославился как создатель уникального собрания предметов искусства, в первую очередь из Китая. После смерти в 1911 году был похоронен на территории монастыря в специальном склепе-часовне.

Храм во имя Василиска Сибирского
Храм во имя Василиска Сибирского на территории Свято-Николаевского монастыря в Туринске

Вслед за утверждением советской власти было конфисковано ценное имущество монастыря, а в 1922 году обитель была закрыта. Монастырский храм разрушили, а кирпич с него пошел на строительство спичечной фабрики. Лишь в 1996 году монастырь был возвращен Церкви. От старых строений обители сохранилось два здания. В 2006 году усилиями местных предприятий на территории монастыря был построен храм во имя святого преподобного Василиска Туринского. Главной его святыней стала частичка мощей святого. В 2004 году старцы Василиск и Зосима были причислены к лику святых.

Вид на храм Василиска Сибирского с берега Туры
Вид на храм Василиска Сибирского с берега Туры

Старцы Василиск и Зосима – предполагаемые прототипы героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Преподобный Василиск, в миру Василий, родился в середине XVIII века в крестьянской семье в Тверской губернии. В детстве он самостоятельно выучился грамоте и, читая книги, все сильнее жаждал посвятить себя Богу. Бывая в монастырях, он принимает решение уйти к пустынникам. Так он попадает в пустынь к иеромонаху Адриану. Там он и был пострижен старцем в мантию с именем Василиск. Вскоре он встретил своего духовного брата отца Зосиму Верховского, который также пришел к отцу Адриану, желая стать отшельником.

Через 10 лет по благословению старца Адриана отец Василиск и отец Зосима отправились в Сибирь, где около города Кузнецка положили начало общине, которая позднее дала начало туринской Николаевской обители.

В Туринске Зосима жил при монастыре, являясь его попечителем, а Василиск – в крошечной келье в лесу, в отдалении от обители. После вынужденного отбытия отца Зосимы из Туринска, два великих пустынника трогательно, со слезами на глазах, распрощались, чувствуя, что расстаются до вечности. Вскоре 90-летний Василиск по состоянию здоровья переселился в Николаевский монастырь, где умер и был похоронен, а отец Зосима с частью туринских сестер в Москве основал Одигитриевскую обитель, где и был похоронен после скорой кончины.

Василиск Сибирский
Василиск Сибирский

С жизнью туринских старцев познакомился, находясь в Сибири, великий русский писатель Ф. М. Достоевский. Позднее много нового добавили письма и беседы с женами декабристов Н. Д. Фонвизиной и П. Е. Анненковой. Впервые на сходство Туринских старцев с героями романа Достоевского обратил внимание Р. Плетнев в 1933 году, затем Л. П. Гроссман, М. С. Альтман и другие. Главным образом, они основывались на сходстве житийных изречений Зосимы Верховского и литературного персонажа из романа Достоевского.

Самое сокровенное передает Достоевский устами Зосимы Туринского, изложенное в форме наставлений к Алеше Карамазову: «Пусть пока вокруг тебя люди злобные и бесчувственные. Найди в себе силы светить светом добра и истины во тьме жизни и светом своим озари путь другим. Может быть, тебе не дано будет узреть плоды эти – не умрет свет твой». Эпиграфом к своему роману поставил Достоевский любимые слова Зосимы Туринского из Евангелия от Иоанна, а перед смертью пожелал, чтоб были выбиты они на могильной плите: «Истинно, истинно глаголю Вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Все монастыри Среднего Урала до революции

Все современные монастыри Екатеринбургской митрополии

Экскурсии по Режу и Среднему Уралу, туры по России для групп школьников и взрослых на сайте турфирмы «Малыш и Карлсон» http://www.mkt1996.ru

История города Реж и его достопримечательности на сайте  http://www.rezh1773.com