Красноуфимск: история и достопримечательности

Красноуфимск: собор Александра Невского

Святыни: почитаемый список Казанской иконы Божией Матери, Мощи священномучеников Алексия, Льва и Александра, оковы боярина Романова. Икона Божией Матери Боголюбская

Красноуфимская крепость

Если и есть город в Свердловской области, который мог бы претендовать на роль столицы казачества, то почти сто лет таковым был Красноуфимск, с самого основания и до 1825 года казаки здесь являлись основной социальной силой, а город их руками выполнял основную свою роль в то время – защищал уральские заводы от неспокойных башкир, которые эти заводы не дай Бог пожгут, лишив Россию ее опорного края.

Красивейшие окрестности с многочисленными угорами отличают город Красноуфимск
Красивейшие окрестности с многочисленными угорами отличают город Красноуфимск. Фото Алексея Рычкова

Отец основатель Красноуфимска

У каждого города есть свой основатель, но далеко не во всех случаях он известен. У Красноуфимска таковым является довольно колоритный полковник (позднее генерал-майора) Кутлу-Мухаммед (Алексея Ивановича) Тевкелев. Этот человек проявил себя, как энергичный военный, способный дипломат и администратор. На южном Урале он основал несколько крепостей, позднее превратившиеся в города, среди которых наиболее известны Челябинск и Оренбург, причем первый, как и Красноуфимск, был основан в 1736 году, а еще интересно – официально тот и другой статус города в 1781 году получили (такие вот у Красноуфимска братья). До того Тевкелев служил переводчиком при самом Петре Великом во время его Прутского и Персидского походов. В 1731 году возглавил важнейшую миссию в Младший жуз, после чего началось вхождение Казахстана в состав России.

Окрестности Красноуфимска с угора Сарсинского монастыря
Окрестности Красноуфимска с угора Сарсинского монастыря. Фото Алексея Рычкова

Весной 1734 года Тевкелев выбирал место на дороге со стороны башкирских земель в сторону уральских заводов, Екатеринбурга. Облюбовал в долине реки Уфы возвышенность – Красный Яр, на которой и была построена деревянная крепость в 1736 году. Слово «красный», то есть красивый сохранилось в названии города, а вот «яр» со временем заменили на название реки Уфы. С того времени в Красноуфимской крепости вплоть до 1825 года находился казачий гарнизон, который весь XVIII век занимался главным для Красноуфимска делом – защитой Уральских заводов. Хорошо свою службу нес, были случаи и нападения отражал, но в самый ответственный момент уж очень сильно подвел…

Восстание Пугачева, Салават Юлаев и Пушкин

Во время восстания Емельяна Пугачева, когда в ряды восставших влились многие недовольные башкиры, красноуфимские казаки не только не встали на пути восставших, но поддержали и влились в их ряды. Среди всех городов Свердловской области Красноуфимск, как ни один другой город, более всех связан с историей восстания, став при этом главной опорой восставших на Среднем Урале. Еще одна интересная вещь: Красноуфимск был поставлен для защиты уральских заводов от возможных нападений башкир, но сегодня в этом городе установлен памятник самому известному башкирскому смутьяну, знаменитому Салавату Юлаеву, на том месте, где во время одного из своих пребываний в Красноуфимске башкирский герой установил свою юрту.

Памятник Салавату Юлаеву в Красноуфимске
Памятник Салавату Юлаеву в Красноуфимске. Фото Алексея Рычкова

Первый раз Салават Юлаев оказался в Красноуфимске в конце 1773 года, когда перед его войском были открыты ворота Красноуфимской крепости, а ее гарнизон перешел на сторону повстанцев. В Красноуфимске Салават ликвидировал воеводство и образовал свою походную канцелярию, новый орган управления. Атаманом красноуфимских казаков был определен Макар Попов, но основные дела в канцелярии вел есаул Матвей Чигвинцев, в честь которого названа одна из окрестных деревень. В тяжелые для повстанцев февральские дни 1774 года, когда Красноуфимску угрожали правительственные силы, Чигвинцев активно переписывался с еще одним известным героем пугачевцев, атаманом Иваном Белобородовым, прося у него помощи, помощь пришла, но слишком незначительная. Отряд секунд-майор Д. Гагарина захватывает крепость 19 февраля 1774 года. Арестованный Матвей Чигвинцев был повешен в Кунгуре в ноябре того же года, а Салавата Юлаева перед смертью секли в тех крепостях, где он проявил наибольшую активность: из 175 ударов – 25 ударов кнута он получил в Красноуфимске.

В июне 1774 года Красноуфимск вновь перешел под контроль повстанцев, на этот раз сам Пугачев вошел в крепость, здесь заночевал, в деревянном еще тогда Троицком храме о его здравии был отслужен молебен перед священной для жителей Красноуфимска иконой Казанской Божией Матери.

Темой пугачевского восстания очень интересовался А. С. Пушкин. Рамки работы над «Дубровским» не позволяли описать тему на должном уровне, Поэтому в 1830-е годы Пушкин работает над «Капитанской дочкой» и «Историей Пугачева». В этих работах Пушкин не мог обойти стороною Красноуфимск, он 6 раз в своих произведениях упоминает об этом городе. Таким образом в Свердловской области благодаря своей роли в восстании Красноуфимск самый пушкинский город!

Сегодня о тех временах напоминают многие местные названия: городские улицы Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, окрестные горы Атамановская и Караульная и другие.

Окончание казачьего периода истории

После подавления восстания Пугачева бунташную часть башкир окончательно замирили, надобность в Красноуфимской крепости все более теряла свое значение. В 1781 году Красноуфимск получает статус города, с тех пор развиваясь в качестве сельскохозяйственного (земли вокруг были плодородные) и торгового центра на реке Уфе. Казаки все более теряли свою значимость. В 1810 в правительстве возникла идея нового маршрута по вывозу илецкой соли с южного Урала к берегам Волги, этот путь нуждался в форпостах от набегов «киргизцев». Для реализации этого плана в 1818 году было предложено перевести на Новоилецкую линию красноуфимских казаков. После этого последовала долгая бюрократическая работа, протесты казаков, но в середине 1820-х годов Красноуфимская станица перестала существовать, красноуфимские казаки обрели свое новое местожительства и новые задачи.

Казачья изба и часовня Иосифа Песнопевца

В память о первом казачьем периоде истории Красноуфимска в городе с XVIII века сохранилась одна из казачьих изб (Горбунова, 35), она находится на въезде в город со стороны Пермского тракта, при въезде в город нужно уйти влево с главной Ачитской улицы. Изба, сложенная из шести массивных венцов, находится вблизи крутого берега Уфы, считается самым старым строением города, которое относится к середине XVIII века. В стене сохранилось смотровое окно, бойницы.

Часовня Иосифа Песнопевца в начале XX века

Еще одна достопримечательность, связанная с Красноуфимской крепостью – Камушек с «дозорной башней». Если от казачьей избы двигаться близь русла реки к центру города, мы будем следовать вдоль несохранившихся крепостных стен и в конце улицы Пролетарской окажемся у того самого Камушка, где когда-то эта башня находилась (легенды связывают это место с пребывавшим здесь в думах июньским вечером 1774 года Емельяном Пугачевым).

Красноуфимск: часовня Иосифа Песнопевца (Песнописца)
Красноуфимск: часовня Иосифа Песнопевца (Песнописца). Фото Алексея Рычкова

Уже в конце XIX столетия от башни оставались одни руины. Именно тогда на средства купчихи Кропаневой на этом месте была построена и освящена часовня во имя Иосифа Песнопевца с просьбой к Господу, чтобы избавились ее муж и сыновья от пагубной привычки винопития. Главной святыней часовни стала икона «Неупиваемая чаша».

Красноуфимск: часовня Иосифа Песнопевца (Песнописца)
Красноуфимск: часовня Иосифа Песнопевца (Песнописца). Фото Алексея Рычкова

В советские годы часовня была разрушена и вновь восстановлена по старым фотографиям уже в наше время. С Камушка от часовни открывается красивый вид на излучину Уфы.

Свято-Троицкий собор в Красноуфимске

Но главным памятником казачьего периода красноуфимской истории является Свято-Троицкий собор, построенный еще в 1804 году с использованием элементов уходящего тогда барокко и нового классического стиля. Это сочетание при строительстве храмов на Среднем Урале было популярным около полувека. Красноуфимский храм один из лучших образцов этого архитектурного направления. Храм славился своим колокольным звоном, который современники сравнивали со звоном знаменитой Звонницы Ростова Великого.

Свято-Троицкий собор в начале XX века
Свято-Троицкий собор в Красноуфимске в начале XX века

В 1935 году был арестован настоятель храма С. И. Луканин, после чего храм закрыли, а внутри все начали крушить. Перед этим 13летнему сыну арестованного священника разрешили взять, какие сможет, иконы, книги, утварь для передачи в Иннокентиевскую церковь. Благодаря мальчику были спасены десятки икон, в том числе особо чтимые, среди них священный символ города – Казанская икона Божией Матери. В дальнейшем в здании закрытой церкви работали различные светские учреждения. От этого здание собора сильно пострадало. И несмотря на то что в 2001 году храм вновь освятили, еще до конца его прежний облик не восстановлен.

Красноуфимск: история и достопримечательности: Троицкий собор сегодня
Свято-Троицкий собор сегодня и крест на месте, где были обретены мощи красноуфимских священномучеников

В 2002 году были обретены мощи священномучеников, зверски убитых в 1918 году: настоятеля собора протоиерея Алексия (Будрина) и иереев Льва (Ершова) и Александра (Малиновского). На месте их обретения, у храма, установлен каменный крест. А мощи священномучеников ныне пребывают в стенах собора.

Священномученики Красноуфимские
Священномученики Красноуфимские Алексий, Лев и Александр

Город Красноуфимск с 1825 по 1917 годы

По окончании казачьего периода своей истории Красноуфимск развивается как сельскохозяйственный, ремесленный и торговый центр. Введение земского самоуправления в городе с 1870 года сыграло большую роль в развитии образования, медицины, культуры.

В историческом центре Красноуфимска
В историческом центре Красноуфимска

Можно сказать, что среди среднеуральских городов, в облике Красноуфимска благотворное влияние земства запечатлено наилучшим образом. Именно с этого периода до революции 1917 года в основном и формируется тот облик исторического центра города, который неплохо сохранился до наших дней вокруг Свято-Троицкого собора. Причем в Красноуфимске можно увидеть весь набор общественных строений тех лет.

Здание вокзала в Красноуфимске
Здание вокзала в Красноуфимске

Чуть в стороне от исторического центра города находится здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту известного зодчего А. В. Щусева в 1915 году. Всех, кто прибывает в город поездом, встречает это красивое здание, выполненное в стиле петровского барокко.

Красноуфимская земская больница
Красноуфимская земская больница

Один из редких и потому интересных памятников — старинная земская больница с парком при ней (Свободы, 16). На ее базе с 1988 года действует музей «Красноуфимская земская больница» (ни в одном провинциальном городе Среднего Урала такого не встретишь). Неподалеку пример промышленного заведения тех лет — корпус винного завода (Мизерова, 66) известных промышленников Урала, да и всей России, Поклевских-Козелл.

Торговые ряды
Торговые ряды

Еще дальше, вокруг Свято-Троицкого собора, сразу несколько хорошо сохранившихся достопримечательностей. Двухэтажное здание земской управы (Интернациональная, 107) — типичное административное сооружение тех лет, выполненное в стиле эклектика. Неподалеку здание казначейства. Хорошо в Красноуфимске сохранились торговые ряды (Куйбышева, 3), здание бывшей женской гимназии (Советская, 2), промышленного училища (Ленина, 79).

Тюремный замок
Тюремный замок

Рядом со зданием гимназии — еще одно старинное здание — строение бывшего тюремного замка, связанного с известным старцем Федором Кузмичем.

Красноуфимская тюрьма: старец Федор Кузмич и другие святые

Вблизи Троицкого собора, в самом начале улицы Советской, находится Тюремный замок, связанный с именем святого старца Федора Кузмича (канонизирован в 1984 году), который пребывал здесь по обвинению в бродяжничестве, ожидая приговора.

Старец Федор Кузмич и Александр I
Старец Федор Кузмич и Александр I: одно лицо?

Старца этого многие связывали и связывают с императором Александром I, который в 1825 году не умер, а ушел из мирской жизни, начав странничество. В 1836 году Федор Кузмич впервые обозначается в истории: старика задерживают за бродяжничество, помещают в Красноуфимский тюремный замок, а затем объявляют приговор – 20 ударов кнутом и ссылка в Сибирь. Образ старца Федора Кузмича имел определенное влияние на русскую литературу XIX века: к примеру, подобный сюжет отречения от мира воплотился в нескольких произведениях Л. Н. Толстого – «Отец Сергий», «Записки сумасшедшего», «Живой труп», уход самого Толстого в конце жизни из Красной Поляны реализовал эту модель поведения.

Священномученик Лев
Священномученик Лев (Ершов) Красноуфимский

С тюрьмой Красноуфимска связаны моменты мученического подвига священномучеников красноуфимских Льва и Александра. В один из летних воскрестных дней трагического 1918 года во время богослужения в Троицкий храм ворвались красноармейцы и открыли беспорядочную стрельбу. Они прошли к алтарю, расталкивая прихожан. Иерей Лев Ершов спокойно и мужественно завершил последнюю в своей жизни Литургию и после того, как прихожане приложились ко святому кресту, пошел к выходу. На паперти иерей Лев увидел священника из Верх-Суксунского села Александра Малиновского, окруженного красноармейцами. Оба иерея были заключены в Красноуфимскую тюрьму.

Священномученик Александр
Священномученик Александр (Малиновский) Красноуфимский

Глухой ночью изувеченных священников Льва и  Александра, обреченных на мученическую кончину, издевательски опутали колючей проволокой. Через тюремный двор их вывели за ворота. На подводе священников увезли к склону Мельничной горы у реки Сарги, где и расстреляли.

Собор Александра Невского в Красноуфимске

Как для Невьянска главный его символ наклонная башня, так для Красноуфимска – собор Александра Невского или Красная церковь (так называют храм местные жители за кирпичный цвет его стен).

Красноуфимск: собор Александра Невского
Красноуфимск: собор Александра Невского ранним утром. Фото Алексея Рычкова

Собор был освящен в 1917 году, как бы подводя черту в формировании архитектурного ансамбля старого Красноуфимска. Храм, построенный в популярном в начале прошлого века русском стиле, отличается большим количеством архитектурных деталей, узорчатостью. Строился храм по проекту известного пермского зодчего Дмитрия Рябова, который свой проект городу подарил. Авторству этого архитектора принадлежит более десятка зданий в Санкт-Петербурге, в том числе дом знаменитого оперного певца Ф. И. Шаляпина, в котором ныне находится музей Шаляпина. Собор возвели в память об императоре Александре II и освятили в честь небесного покровителя царя святого князя Александра Невского.

Красноуфимск: собор Александра Невского
Красноуфимск: собор Александра Невского. Фото Алексея Рычкова

Эти имена как бы олицетворяют два дореволюционных периода в истории Красноуфимска – первый, казачий (Александр Невский святой покровитель казачества), когда Красноуфимская крепость играла важную роль в стабильности уральского региона и второй – земский, когда в конце XIX – начале XX столетия под влиянием реформ Александра II в городе появляется образцовое для Урала земское самоуправление, под влиянием которого в Красноуфимске развивается образование, медицина, культура, строятся многочисленные здания, украсившие центр города.

Красноуфимск: собор Александра Невского
Красноуфимск: собор Александра Невского. Фото Алексея Рычкова

В 1935 году собор был закрыт и разграблен, от большого разрушения его спасло размещение в здании краеведческого музея – наверное самый щадящий вариант для оскверненной церкви. В 1997 году храм возвратили верующим, службы в нем возобновились с 1999 года.

Оковы боярина Романова

В местном краеведческом музее, по адресу Советская, 42, среди многих предметов старины хранятся оковы боярина Михаила Никитича Романова, дяди первого русского царя из династии Романовых. Дело в том, что царь Борис Годунов, опасаясь представителей этой династии, старался всех их свести в могилу. Михаила Никитича фактически уморили в 1602 году в неприспособленной для жизни в яме в далеком северном Ныробе. С тех пор среди верующих эти оковы почитались, как оковы мученика. Паломники приходили сотнями в Ныроб из далека, чтобы прикоснуться к ним.

Оковы боярина Михаила Романова в Красноуфимском краеведческом музее

В начале XIX века знаток истории Пермской земли В. Н. Прокофьев с разрешения начальства взял часть этих оков, чтобы сделать копии. Но видимо именно копии и вернул в Ныроб. А часть настоящих оков оказалась в его коллекции. Далее эти оковы переходят по наследству, а затем продаются В. Голубцову, владельцу имения в селе Александровском Красноуфимского уезда. После революции, когда имущество Голубцовых национализировали, оковы боярина Романова определили в Красноуфимский музей.

Иннокентьевская церковь в Красноуфимске

Если до революции центром духовной жизни Красноуфимска был Свято-Троицкий собор, то в советские годы – неприметная деревянная Иннокетьевская церковь, поставленная в 1886 году на окраине города, на кладбище. Она не столь красива, как центральные храмы города, но ценна тем, что никогда не закрывалась, сохранив особую духовную атмосферу намоленного пространства.

Иконостас Иннокентьевского храма
Иконостас Иннокентьевского храма

Здесь пребывают многие старинные иконы, спасенные при закрытии главных храмов города, среди них особо чтимая Казанская икона Божией Матери. По преданию, этот образ был явлен среди хлама на колокольне Троицкого храма и с тех пор особо почитался. Здесь же на кладбище сохранились две старинные каменные часовни рубежа XIX – XX веков и старая кирпичная ограда.

Именно в Иннокентьевском храме служил свою последнюю службу священномученик Лев (Ершов), отсюда, после службы, его забрали, чтобы предать мученической смерти.

Красноуфимск: история и достопримечательности: Иннокентиевская церковь
Иннокентьевская церковь в 2010 году

Красноуфимск и кино

Есть у Красноуфимска свои особенные черты и в советский период его истории. Для туристов наиболее интересна большая связь города с кинематографом.

В городе Красноуфимске родилась известная актриса Ирина Мурзаева, «одна из наиболее популярных «комических старух» советского кино. С начала 1940-х до конца 1980-х годов она сыграла в десятках фильмов, но кажется ни одной главной роли, все роли эпизодические, но как это не часто бывает – запоминающиеся. К примеру, роль проводницы в фильме «Девушка без адреса» или роль экскурсовода в комедии «12 стульев», роль смотрительницы музея в киношедевре «Старики-разбойники» и так далее.

Но более всего Красноуфимск связан с кино в качестве киноплощадки. Ни в одном городе Свердловской области, за исключением Екатеринбурга, не снималось столько известных фильмов, как в Красноуфимске. По этому показателю Красноуфимск самый «киношный» город на Среднем Урале. Это – «Человек без паспорта»,«Тени исчезают в полдень», «Найти и обезвредить», «Ехали два шофера», «Небесные жены луговых мари». Среди красноуфимцев не сложно встретить тех, кто участвовал в съемочном процессе – в массовках или даже основных сценах.

«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПАСПОРТА»

Первое кино, которое частично было снято в Красноуфимске, в 1966 году, это фильм – детектив «Человек без паспорта» (режиссер Анатолий Бобровский). В фильме показано, как советские контрразведчики выследили и обезвредили агента иностранной разведки. Как вспоминает В. Пономарев, в то время студент Красноуфимского сельхозтехникума, для съемок была перекрыта часть улицы Советская и студенты из окон общежития наблюдали момент съемки вылезания человека из дорожного люка. В массовки приглашали и красноуфимцев, работа хоть символически, но оплачивалась, в то время это удивляло и радовало.

«ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ»

Самый большой сериал, снятый в Красноуфимске — «Тени исчезают в полдень» режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Съемки фильма шли в Саране, в исчезнувшей ныне деревне Петуховка, в Саргае. Аликаев камень, на котором был снят момент гибели героини, командира партизанского отряда Марьи Вороновой, также находится в Красноуфимском районе, и после демонстрации фильма эта скала получила свое второе название – Марьин утес. Туда уже давно проложена туристическая тропа, любят там бывать школьники, коллективы, гости из разных уголков страны. Жительница Красноуфимска Л. Ведеянцева, у которой был в фильме диалог с П. Вельяминовым (Захаром), бережно хранит в семейном альбоме фотографии, где она вместе со знаменитым артистом.

«НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ!»

Это тоже художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1982 году режиссёром Георгием Кузнецовым. Сюжет захватывающий. Три друга едут в отпуск. По дороге они знакомятся с Юлей – кандидатом в мастера спорта по стрельбе. Остановившись в поселке Семиреченск (поселок Саргая), друзья отправились на берег реки, чтобы насладиться красотами. Но их отдых прерывает известие, что бандиты атаковали автобус с инкассатором, завладели большой суммой денег и уехали в лес. Друзья с группами уходят в тайгу на поимку преступников. Погоня разворачивается по классическому сценарию с перестрелками, борьбой и захватом заложников. Смотришь фильм и узнаешь реку Уфу, красоты нашего края.

«ЕХАЛИ ДВА ШОФЕРА»

Современный российский кинофильм 2001 года режиссёра Александра Котта. Снят он в кинотрадиции фильмов начала 1980-х годов о послевоенном времени. Снимались в массовых сценах многие красноуфимцы, которые с восторгом потом узнавали себя и земляков на экране, в том числе, нынешняя сотрудница газеты « Вперед» А. Абрамова, которая участвовала в съемкам еще ребенком. А макет фигуры летчика- парашютиста, установленный для съемок на бывшем аэродроме, несколько лет привлекал внимание народа, пока не изветшал от погоды. Действие фильма происходит на дорогах Урала, где встречаются два водителя грузовиков — Колька Снегирёв и девушка Рая. Снегирёв пытается завоевать расположение девушки, однако у неё есть парень – лётчик Константин. В финале фильма Снегирёв догоняет машину Раисы и машины едут по грунтовой дороге рядом друг с другом. Премьера этого фильма состоялась в России, Украине и США.

«НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ»

Еще один фильм, который снят в Красноуфимском районе «Небесные жены луговых мари» (режиссер Алексей Федорченко), вышел он в свет в 2012 году. Это 22 новеллы о марийских женщинах в возрасте от 14 до 45 лет, имена которых начинаются на букву «О»: Окай, Осылай, Одоча, Ошвика, Оразви и другие. Каждая новелла – отдельная история, описывающая быт, традиции, мифологию и культуру марийского народа. Участвовали в съемках жители Усть-Маша, Сарсов, Верхнего Бугалыша, Малой Тавры.

Сарсинский монастырь

Боголюбская икона Божией Матери
Боголюбская икона Божией Матери – главная святыня Сарсинского монастыря

В 45 километрах на юго-восток от Красноуфимска находится село Сарсы-Вторые, где в 1896 году на высокой горе архимандрит Зосима (Рашин) основал женскую православную общину, главой задачей которой стала миссионерская деятельность среди местного нехристианского населения. Под горой для мирян еще в 1895 году была поставлена Борисо-Глебская церковь, пустовавшая до основания обители. На гору вела широкая лестница, украшенная клумбами с цветами. В расщелине горы бил святой источник. На вершине уже к началу 1897 года из дерева были сооружены жилые и хозяйственные постройки.

За большие успехи в нелегкой миссионерской деятельности в марте 1902 года община была преобразована в Боголюбский миссионерский женский монастырь. В 1909 году епископ Пермский и Соликамский Палладий на вершине Монастырской горы совершил закладку Боголюбской церкви. В 1913 году храм был освящен.

Сарсинский Боголюбский женский монастырь
Сарсинский монастырь, фото начала XX века

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт. На его месте была образована сельскохозяйственная коммуна. Боголюбскую церковь закрыли, а Борисо-Глебская под горой продолжала действовать до 1937 года. В 1940-е годы были разрушены все монастырские постройки, а в 1970-е годы бульдозером засыпан святой источник на горе: говорят, прежде источник просыпался лишь раз в год, накануне праздника Боголюбской иконы Божией Матери.

Сегодня от старых строений Сарсинского монастыря сохранились лишь остатки лестницы на Монастырскую гору, часть фундаментов. В 2002 году был расчищен, а затем освящен старинный источник. В Красноуфимске в Иннокентиевской церкви, которая в XX веке не закрывалась, сохранилась Боголюбская икона Божией Матери, самая чтимая икона Боголюбской обители. Говорят, одна из монахинь вынесла икону из разоренного монастыря под полами одеяний.

В последние годы началось возрождение обители, в 2016 году ей была возвращена главная святыня – Боголюбская икона Божией Матери. Среди других святынь – частицы мощей новомученников красноуфимских, убитых в 1918 году протоиерея Алексия (Будрина) и иереев Льва (Ершова) и Александра (Малиновского).

Красноуфимские виадуки

Среди других примечательных мест под Красноуфимском каждому туристу будет интересно осмотреть интереснейшие инженерные сооружения столетней давности – железнодорожные виадуки.

Виадуки, в отличии от мостов, которые возводятся через водные преграды, пролегают над оврагами и ущельями. Красноуфимские виадуки интересны своими размерами, высотой опор и внешним видом – архитектурой, огромных арок между опорами. Построены эти виадуки были в преиод с 1914 по 1918 годы, когда велось строительство железной дороги от Казани на Екатеринбург.

Всего в районе Красноуфимска было построено 7 виадуков. Наиболее доступные для обозрения виадуки расположены у поселка Пудлинговый, это виадук и самый большой и зрелищный, и по дороге в поселок, за 6 километров до него. Кстати, при строительстве виадука в Пудлинговом впервые в практике железнодорожного мостостроения был использован железобетон.

Село Нижнеиргинское – родина русского самовара

Безусловно, столицей русского самовара является город Тула, «Тульский самовар» это бренд, известный сегодня каждому. Первое упоминание о тульском самоваре относится к 1746 году, но документально известно, что еще в 1740 году у иргинских купцов были изъяты товары, провезенные без разрешения в обход таможни, среди которых значился самовар.

Село Нижнеиргинское находится в 40 километрах к северо-западу от Красноуфимска в долине реки Ирги, которая в этом месте образует несколько красивых излучин. Украшением села являются старинные плотина и пруд, являющиеся сегодня памятниками закрытого более 150 лет назад металлургического завода, на котором и были произведены первые русские самовары. С близлежащих вершин открываются красивые панорамы на село и долину реки. На одной из вершин, Козльячей горе, сохранился редчайший памятник в честь отмены крепостного права в 1861 году, памятник имеет вид кирпичной пирамиды с металлическим крестом наверху. Рядом с памятником еще одна интересная достопримечательность — старинный всполошный колокол на случай пожара в селе. Еще один редкий памятник старины можно осмотреть на подъеме в гору — старинная кузница, сложенная из камня, внутри которой частично сохранилось оборудование. Весьма замечательно, что эти достопримечательности находятся за пределами села, на горе, с которой открывается живописный вид на окрестности.

Самые красивые виды на село и крутую излучину Ирги можно рассмотреть с вершины горы Поперечной, здесь же можно осмотреть небольшую пещеру.

В 1728 году купцы братья Осокины купили у Резанцевых земли с уже утвержденным к тому времени местом под завод и близлежащие рудники. С 1728 по 1730 годы на этом месте были построены медеплавильный, чугуноплавильный и железоделательный заводы. Основу мастеровых на осокинских заводах составляли старообрядцы с реки Керженец, что у Нижнего Новгорода. Одной из главных специализаций Иргинского завода было производство медной посуды. Важную роль в становлении завода сыграл его первый управляющий Родион Набатов.

В 1735 – 1740 годах вспыхнуло башкирское восстание, иргинские мастеровые не раз активно записывались в казачьи сотни для подавления восстания. Среди историков существует версия, что именно тогда «родилась идея удобного в походных условиях, компактного, автономного кипятильника, не зависящего ни от печки, ни от костра, своеобразной походной кухни». Производство медной посуды на заводе было возобновлено в сентябре 1738 года, после выполнения государственного заказа, а в феврале 1740 года иргинские купцы были, как мы помним, задержаны с самоваром. Вот между этими датами, по мнению исследователей, и появился первый в России самовар. В 1740 году между Петром Осокиным и Романом Набатовым, первым управляющим, случился конфликт, который привел к переходу последнего на службу к Акинфию Демидову. Вероятно Набатов передал иргинский секрет новому хозяину, почти сразу появляется самоварное производство на демидовском Суксунском заводе, а затем и в Туле. Более могущественные Демидовы становятся основными производителями самоваров в России.

Из приписанного к Иргинскому заводу близлежащего села Медянского (ныне Перский край) вышел известный пугачевский военачальник Иван Белобородов (упоминается в «Капитанской дочке» Пушкина, неоконченном «Вадиме» Лермонтова). 4 января 1774 года, в самом начале своей повстанческой биографии, он без боя захватывает завод и приводит к присяге местное население. Несколько десятков жителей заводского поселка записываются в казаки. В июне 1774 года на заводе побывал сам Емельян Пугачев. Заводские встретили его с хлебом-солью, местный священник отслужил в храме молебен в честь повстанцев, а одна женщина омыла сапоги Пугачеву. Почти сто заводских рабочих вступили в пугачевское войско. Пугачев же домну приказал остановить, воду из пруда спустил, разрушил часть плотины, заводских сооружений… Лишь через три года завод смог возобновить стабильную работу.

С середины XIX века Иргинский завод начал испытывать все большие проблемы с сырьевой базой и транспортировкой готовой продукции. В 1879 году затонул караван плывший в Англию с заводским железом. Это стало последней каплей. Завод был закрыт.

Адрес: собор во имя Святой Троицы 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Куйбышева, 5.

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск,ул. Мизерова, 88.

Храм во имя святого преподобного Иннокентия Вологодского 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Транспортная, 1.