Екатерининская церковь в Алапаевске

Екатерининская церковь в Алапаевске

Старая деревянная Екатерининская церковь в Алапаевске до ее перестройки в камне

История Екатерининской церкви

В 1711 году в стенах мужского Богоявленского монастыря (находившегося на месте современного села Кировского Алапаевского района), одной из старейших на Среднем Урале обителей, был построен деревянный храм во имя святой великомученицы Екатерины. В XVII столетии Богоявленский монастырь сыграл важнейшую роль в хозяйственном и духовном освоении южной части Среднего Урала, иноки обители участвовали в сражениях с отрядами кочевников, опустошавшими в XVII веке селения первых русских поселенцев.

В 1764 году по закону о секуляризации обитель лишилась всех своих земельных владений, а через несколько лет совсем была упразднена. В 1783 году монахи монастыря со всем имуществом были переведены в западносибирское село Абалак, где был основан новый Абалакский монастырь, позднее ставший самым известным на территории Западной Сибири. В 1792 году деревянное здание Екатерининской церкви было разобрано, перенесено в Алапаевск и установлено на кладбище (ныне это район металлургического завода).

Во время строительства нового Нейво-Алапаевского завода в 1832 году церковь вновь переносят уже на северо-восточную окраину города на новое кладбище (она стояла на месте, где в наше время находится трапезная). Современный каменный храм в эклектичном стиле с использование архитектурных элементов прошлых эпох русского и европейского зодчества был построен в 1912 году на средства благочестивого купца Николая Черных и его жены Елены. Храм был построен в память безвременно умершей дочери семьи Черных.

Екатерининская церковь в Алапаевске в середине XX века
Екатерининская церковь в Алапаевске в середине XX века

После сооружения храма в нем сразу были сделаны росписи, фрагменты которых сохранились на куполе. Нынешний иконостас – подарок для церкви от рабочих металлургического завода, изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских.

После революции в 1918 году история храма была связана с жизнью и мученическим подвигом Елизаветы Федоровны и других князей из рода Романовых.

Екатерининский храм в Алапаевске сегодня
Екатерининский храм в Алапаевске сегодня

В годы советской власти храм единственный на территории большой округи никогда не закрывался. Произошло это во многом благодаря сильной православной общине. Власти не решились закрыть все храмы и сохранили удаленную от центра кладбищенскую церковь.

Ядром церковной общины были монахини закрытого в середине 1920-х годов Бобровского женского монастыря, находившегося недалеко от Алапаевска. После разрушения обители многие из монахинь пришли в Екатерининскую церковь. Здесь в самые тяжелые для православия времена они сохраняли церковную жизнь согласно старинным правилам, жили, убирали храм, сторожили, крестили, отпевали, проповедовали, терпели гонения от властей, храня до лучших времен еле заметный огонек православной веры. На кладбище рядом с Екатерининской церковью до наших дней сохранились могилы монахинь, сыгравших важнейшую роль в сохранении очага православия на Алапаевской земле. Их имена помнят и сейчас – схиигумения Таисия, которую сестры называли за ее молитвенный подвиг Моление наше, монахиня Ольга, инокиня Аполлинария, монахиня Анна, схимонахиня Антонина, прослывшая прозорливой, и многие другие.

Община Екатерининской церкви в Алапаевске во главе с настоятелем отцом Павлом (служил в храме с 1953 по 1957 годы)
Община Екатерининской церкви в Алапаевске во главе с настоятелем отцом Павлом (служил в храме с 1953 по 1957 годы)

Екатерининская церковь в Алапаевске и Романовы

В мае – июне 1918 года Екатерининская церковь стала последним храмом, где молилась Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра последней русской императрицы, и другие великородные узники, находившиеся в заточении в Алапаевске. Именно здесь, в катаверной при кладбище у Екатерининской церкви, были на первое время после поднятия из злополучной шахты, в октябре 1918 года, помещены тела убитых Романовых. Именно здесь в Екатерининском храме была отслужена первая заупокойная служба по невинно убиенным князьям.

Алапаевские мученики

Об этом написал близкий друг Елизаветы Федоровны Романовой игумен Серафим (Кузнецов): «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь. Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую Екатерининскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было еще больше народу, ибо собрались люди не только Алапаевска, но и из окрестных деревень. Многие плакали навзрыд. После отпевания певчие пели трогательные стихиры святого Иоанна Дамаскина, народ прощался с мучениками, а после прощания гробы были взяты на руки и при пении многолюдного хора «Святый Боже», похоронном перезвоне колоколов и духовной военной музыке «Коль Славен» были перенесены в каменный склеп, по правую сторону алтаря собора, где были поставлены, и вход в склеп был заложен кирпичом».

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»

До наших дней в храме сохранилось много старинных икон. Они были собраны из многих закрытых и разрушенных храмов в Екатерининскую церковь и тем самым спасены от уничтожения в советские годы.

Верующие особенно почитают икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», список с древней афонской святыни (ныне это один из самых известных чудотворных образов на Среднем Урале). Икона была написана в 1904 году в русском монастыре святого целителя Пантелеймона на Афоне и затем торжественно проследовала в Бобровский женский монастырь. Еще до революции в стенах обители икона прославилась чудотворениями. С тех пор ежегодно 21 сентября и 9 ноября, день повсеместного празднования икон «Скоропослушницы», в монастырь стекалось большое количество богомольцев.

Икона Божией Матери Скоропослушница
Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Во время закрытия Бобровской обители «Скоропослушница» явила чудо: по преданию, богоборцы попытались выбросить икону из храма, но не смогли пронести ее и нескольких шагов. Настоятельница Татиана с сестрами вывезли икону в деревню Калганово, где поселились общинно. Схиигуменья Таисия (принявшая схиму Татиана) после смерти завещала похоронить ее на кладбище в Алапаевске, а икону «Скоропослушницы» перевезти в кладбищенскую церковь святой великомученицы Екатерины.

Отец Павел Чазов первый слева
Отец Павел (первый слева) перевез икону Божией Матери «Скоропослушница» в алапаевский храм

В марте 1954 года отец Павел Чазов и казначей Алексей Павлович Сажин на подводе перевезли икону в Алапаевск. У Екатерининской церкви икону торжественно встретили отец Иоанн Зыков, множество прихожан и хор. Особая радость была среди монашествующих сестер Бобровской обители, которые жили при Екатерининском храме. С тех пор икона «Скоропослушницы» пребывает в Екатерининской церкви.

Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» во время крестного хода в Алапаевске
Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» во время крестного хода в Алапаевске

Икона Параскевы Пятницы и другие особо почитаемые образы Екатерининской церкви

В храме также почитается образ Параскевы Пятницы. Икона до революции находилась в старинном храме села Мурзинского, столице легендарной Самоцветной полосы Урала. Немного о ее истории.

Написание иконы относят к началу XVIII века. Первоначально она находилась в часовне на полях в окрестностях нынешнего села Кайгородского современного Пригородного района. Когда в часовне в начале XVIII века случился пожар, то икона чудесным образом не пострадала. После этого ее перенесли в мурзинский Сретенский храм. Икона была помещена в специальный предел Параскевы Пятницы и постепенно обрела славу чудотворной, став своеобразным символом Мурзинки. Местные горщики и старатели почитали Параскеву Пятницу за свою покровительницу (быть может, как Медной горы Хозяйку), дарили для украшения ее оклада лучшие камни из своих находок. Говорят, что в начале XX столетия даже без дорогих самоцветов оклад иконы из червонного золота оценивался в 10 тысяч рублей.

Икона привлекала в Мурзинку многочисленных богомольцев. Особенно много паломников прибывало в Мурзинку на время «самоцветной» ярмарки, к девятой пятнице по Пасхе. После литургии в этот день совершался крестный ход с иконой в деревню Южакову. А в шестую неделю по Пасхе ежегодна организовывался многолюдный крестный ход с иконой в Кайгородское, где она некоторое время пребывала.

После закрытия Сретенского храма в Мурзинке икону удалось спасти, образ был перенесен в Екатерининскую церковь в Алапаевске. В Алапаевском храме икона также особо почитается: об этом свидетельствуют многочисленные украшения, подаренные образу нашими современниками.

Еще одна старинная икона Екатерининской церкви, образ целителя Пантелеймона, была написана в Греции в 1904 году. В Алапаевском храме пребывает и вторая икона целителя Пантелеймона, которая имеет интересную историю. Икону пытались сжечь на костре, но одна девочка выхватила ее из огня и побежала. Бежавшие за ней взрослые мужчины не смогли ее догнать. За многие десятилетия в XX веке икона пребывала во многих регионах страны, потемнела от времени. Но, когда икону принесли в Екатерининский храм, она просветлела.

Екатерининская церковь в Алапаевске

В храме также почитается современная икона святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары с частицей мощей Великой княгини.

Могила Болеслава Ростоцкого

Сразу за алтарем Екатерининской церкви на Алапаевском кладбище можно рассмотреть несколько старинных каменных надгробий. Одно из них хорошо сохранилось над могилой судебного следователя Болеслава Осиповича Ростоцкого (1848 — 1913). Его внук, С. И. Ростоцкий в советские годы стал знаменитым кинорежиссером, создателем таких шедевров, как «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», а правнук — А. С. Ростоцкий, известным актером и телеведущим. В Алапаевск Болеслав Осипович попал из Петербурга, где являлся действительным статским советником и довольно известным юристом, за отказ участвовать в процессах политзаключенных. Сегодня за памятником из-за отсутствия родственников бережно ухаживает Л. Струсевич.

У могилы Ростоцкого
У могилы Болеслава Ростоцкого

Экскурсии по Режу и Среднему Уралу, туры по России для групп школьников и взрослых на сайте турфирмы «Малыш и Карлсон» http://www.mkt1996.ru

История города Реж и его достопримечательности на сайте  http://www.rezh1773.com